BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Бурятские общественные организации Иркутской области
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
quint
муухайхан


Зарегистрирован: Feb 28, 2005
Сообщения: 18
Откуда: Иркутск
СообщениеДобавлено: 14.06.10, 11:30 +0000     Ответить с цитатой

Помню как Русскию националисты нас обьеденяли. Я тогда в Баяндая был. Русский мужик увидив нас начал кричать : Ну что типа наконецто объеденяемся. Я еще тогда ничего не понял. Потом я сам не раз слышал речи о объеденение.

УДАЛЕНО.

И сейчас в роковой час для бурятской народности мы должны забыть о разноглассиях и понять что у нас один враг коварный, голодный и пьяный. И пока идут оскорбительные речи о происхождении тех или иных групп бурятской народности мы не сможем прогнать общего для всех врага.


Пока еще устное предупреждение, если будут еще подобные обобщения на межнациональной почве, а также попытки развития межродовой розни, вам будут выноситься наказания за нарушение Правил форума.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dorg
мүнхэ


Зарегистрирован: Mar 14, 2009
Сообщения: 3422
СообщениеДобавлено: 14.06.10, 11:39 +0000     Ответить с цитатой

Это политика существующей власти.
Народы не при чем.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Batlay
муухайхан


Зарегистрирован: Apr 06, 2010
Сообщения: 55
СообщениеДобавлено: 15.06.10, 14:33 +0000     Ответить с цитатой

Dorg писал(а):
Это политика существующей власти.
Народы не при чем.

Хочешь чтобы русские нацики к власти пришли? Ругай эту власть... надо бороться не с этой властью, а с этой сраной!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
quint
муухайхан


Зарегистрирован: Feb 28, 2005
Сообщения: 18
Откуда: Иркутск
СообщениеДобавлено: 16.06.10, 11:43 +0000     Ответить с цитатой

Вырезано за нецензурные высказывания. Вынесено предупреждение. adm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 05.08.10, 10:05 +0000     Ответить с цитатой

НИ ДЕНЕГ, НИ ДРУЖБЫ
Участники «Алтарганы-2010» обсудили причины слабого выступления иркутской команды

Фестиваль «Алтаргана-2010», столь ожидаемый многими творческими коллективами округа, завершился. Делегации, которую выставила Иркутская область, удалось занять лишь четвертое общекомандное место. Участники и гости фестиваля поделились своими впечатлениями от поездки в Улан-Батор.



На открытие «Алтарганы» в Улан-Батор съехались сотни туристов и участников



Алена Балсунаева представила на фестивале новую коллекцию и выиграла приз



Творческие коллективы округа заранее готовились к фестивалю и в итоге обошли спортивную сборную по количеству призовых мест

В этом году в положении фестиваля произошли некоторые изменения. В частности, из конкурсной программы были убраны бурятские шахматы — шатар, в борьбе изменились весовые категории, а также появился дополнительный конкурс видеофильмов. Конкурсы проходили в течение четырех дней. В итоге представители Иркутской области заняли общекомандное четвертое место.

— В культурной программе наша команда заняла третье место, — подчеркивает Александр Амагзаев, директор ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса». — Наши спортсмены немного не оправдали ожиданий. Естественно, в борьбе самыми сильными оказались монголы. Кроме того, наши прославленные скакуны остались дома, так как их было бы сложно вывезти за границу.

Участники фестиваля отмечают, что некоторые организационные моменты были не продуманы.

— Только в Монголии мы узнали, что в конкурсе «Дангина» будет отборочный тур, — говорит Екатерина Ильина, участница конкурса красавиц. — Хорошо, что я приехала на день раньше и успела подготовиться к этому туру. Но наши девочки, как говорится, прибыли с корабля на бал и едва успели привести себя в порядок перед выступлениями.

Александр Амагзаев также отмечает несколько промахов в организации праздника. Например, в конкурсе «Один день бурята» иркутской команде достался один номер выступления, а выходить им пришлось под другим, раньше положенного времени.

— Я ничего не могу сказать по поводу общей организации праздника, — говорит Екатерина Ильина. — Знаете, нам было некогда обращать внимание на окружающую действительность. Мы были полностью погружены в свою работу, готовили свое выступление.

Ансамбль «Аянга», который защищал честь Иркутской области в конкурсе «Один день бурята», показал совершенно новый обряд ольхонских бурят — хадарай ехэ наадан. Этот обряд посвящен ловле хариуса, который в старинные времена считался благороднее омуля. «Аянга» показала, как мужчины собирались на ловлю, как уходили на рыбалку и как по возвращении делился улов хариуса.

— Мы восстановили обряд 1900 года, — говорит Наталья Ильина, участница ансамбля. — Несколько месяцев собирали материал, ездили на Ольхон, общались со старожилами, обрабатывали материал и писали сценарий. Считаем, что нам удалось воссоздать обряд, ведь не зря смогли завоевать призовое место.

Причину довольно слабого выступления иркутской команды многие участники увидели в недостаточном финансировании.

— Причина наших поражений, — говорит Бадмажаб Мункожаргалов, председатель ИРБНКА «Иркут», — не только в недостатке средств, но и в нас самих. Нам должно быть стыдно, что мы не можем поддержать друг друга. Мы, буряты Иркутской области, честно сказать, разобщены. И это печально.

Даже несмотря на результаты команды Иркутской области, Бадмажаб Эрдэнеевич и Александр Андреевич согласны в одном — фестиваль удался. «Алтаргана» вышла на новый, более высокий уровень — теперь уже правительственный. Открывал фестиваль премьер-министр Монголии, а флаг «Алтарганы» принимал глава Забайкальского края Равиль Гениатулин. Своим присутствием и поступком губернатор края показал, что фестиваль не имеет границ и это праздник не только бурятского народа.

Финансы

На подготовку команды к фестивалю:

Забайкальский край выделил 9 млн рублей

Бурятия — 4,5 млн

Иркутская область — 900 тыс.

История

Алтаргана — степной кустарник — стал символом международного бурятского фестиваля с одноименным названием. Жизнь монголоязычных народов всегда была неразрывно связана с окружающей средой. Вода, камни, растения и животные имели особый сакральный смысл. Места произрастания этого растения — Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область, Монголия и Северный Китай — символизирует единство бурятского народа, которое нельзя разрушить. Мощные корни — богатую культуру, традиции, неразрывную связь с землей, ее прошлым и будущим, культ предков, уважение к старшим.

Международный бурятский национальный фестиваль впервые прошел в 1994 году в Монголии. «Алтаргана», возникнув как песенный праздник бурят, проводилась в Монголии четыре раза через каждые два года. В 2002 году впервые фестиваль перешагнул границы Монголии: Агинский Бурятский автономный округ принимал участников «Алтарганы». В 2006-м и 2008 году фестиваль также состоялся в России — в Бурятии и Иркутской области. В этом году «Алтаргана» вновь вернулась на родину, в Монголию. В этом году участников и гостей фестиваля встречал Улан-Батор. Несколько дней подряд, с 19 по 23 июля, на лучших стадионах и площадках столицы Монголии представители бурятского народа из разных стран показывали свое мастерство и ловкость в спорте, знание родной культуры, обрядов, традиций и языка.

Евгения Комиссарова. Фото из архива редакции, vkontakte.ru

http://pressa.irk.ru/region/2010/30/002003.html
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
wampirrr
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Jun 19, 2009
Сообщения: 3
СообщениеДобавлено: 21.09.10, 12:24 +0000     Re: Бурятские общественные организации Иркутской области Ответить с цитатой

[Бурятским общественным организациям
и участникам форума бурят Иркутской области

Общественность Республики Бурятия и всей этнической Бурятии не забывает о своих соотечественниках на земле, более тысячи лет тому назад ставшей колыбелью нашей общей культуры и языка. Мы в полной мере осознаем историческую, культурную, экономическую и геополитическую значимость этой земли и тех наших соотечественников, которые еще удерживают за ней звание бурятской, и мы полны решимости приложить все силы для поддержки инициатив, направленных на защиту наших коренных исторических национальных интересов на берегах Байкала, Ангары и Лены.

Защита родной земли и наших братьев, живущих на ней, должна быть задачей всего бурятского народа, всех бурятских организаций и государственных структур, всех бурятских общин и диаспор мира. Объединенный потенциал бурятского народа может и должен служить интересам, прежде всего, нашей единой родины. Никакие границы, проведенные без нашего согласия, не вправе служить преградой нашему национальному единству.

Мы выражаем солидарность и поддержку общественным деятелям, подвижникам, патриотам, вносящим свой вклад в отстаивание политических, экономических и культурных прав бурят Западной Бурятии. Со своей стороны мы намерены внести свои коррективы и предложения в планы и проекты, выработанные за последнее время относительно западных бурят и их земли. В частности, мы считаем необходимым доработку проекта «концепции сохранения и развития бурятского этноса Иркутской области на период до 2020 года», и отмечаем следующие важные моменты.

1. Разрыв единого информационного пространства этнической Бурятии, осуществленный в годы сталинизма, продолжает сказываться по сей день, и мы вынуждены констатировать, что немного усилий для исправления этого положения предпринимается в Иркутской области. Даже донесение известия о предстоящем форуме западных бурят было выполнено на столь низком организационном уровне, что многие общественные деятели в Республике Бурятия, посвятившие годы своей деятельности укреплению нашего национального единства, узнавали об этом событии случайным образом. Концепция должна указать конкретные меры со стороны Иркутской области и ее учреждений для воссоздания единого информационного пространства этнической Бурятии.

Многие годы не решается вопрос о вещании телевидения РБ на территорию западных бурят. За то время, пока эта просьба общественности пылилась в папках чиновников, ситуация кардинально изменилась, сократилось время бурятских программ на Бурятском государственном телевидении, сама телекомпания перестала быть собственностью Республики. Теперь, вероятно, имеет смысл ставить вопрос о создании нового телеканала или радиостанции, которые охватывали бы бурятскую аудиторию в трех субъектах Федерации, существующих на бурятской земле. Необходимо добиваться от властей всех уровней внесения ощутимого бурятским народом вклада в решение хотя бы части проблем, созданных властями же в годы кровавой тирании и геноцида.

Создание своего средства массовой информации, помимо значимости для восстановления нормального национального единства, будет работать и на популяризацию родного языка, культуры, истории, защиту неотъемлемых прав бурятского народа. Конкретизация этого пункта, конечно, займет еще немало времени, но этот вопрос должен быть поставлен в принципе, далее необходимо создать рабочую группу из представителей бурятской общественности, прежде всего, Конгресса бурятского народа, Всебурятской ассоциации развития культуры и общественных организаций на местах всех субъектов РФ на территории Бурятии. После выработки поэтапного плана он должен быть представлен в органы власти (как субъектов РФ, так и федеральные). Решение вопроса следует держать под пристальным наблюдением, информировать народ о всех этапах, энергично и скоординировано выражать протесты чиновничьим волоките и отговоркам.

2. В проекте концепции говорится: «Важно построить систему отношений, основанную на осознании единства бурятского этноса». Мы считаем нужным отметить, что терминологически более правильно говорить о национальном единстве, а не этническом. Буряты являются не просто этносом, состоящим из больших и малых этнических групп; буряты – это нация, т.е. общность, основанная на осознании единства исторической судьбы, политических и экономических интересов. Свое становление в качестве единой нации мы завершили весной 1917 года, когда представители всей этнической Бурятии отправили своих представителей на общенациональный съезд, провозгласивший курс на создание единой автономии. В проекте концепции историческая справка ведет отсчет бурятской автономии от степных дум, затем странным образом сразу перескакивает на «события октября 1917 года», полностью умалчивая о судьбоносных общенациональных съездах, состоявшихся до того.

Если авторы проекта концепции не отрицают необходимости системы отношений, основанных на бурятском единстве, и признают, что (цитируем) «разделенность бурятского этноса является фактором, усугубляющим процесс утрат родного языка и родной культуры, особенно в условиях глобализации», то начинать воссоздавать единую общенациональную систему и преодолевать негативный фактор раскола можно уже на уровне общественных инициатив. Тем же областным бурятским форумам никто не запрещает принять на себя статус региональных органов общенационального съезда. Институт Съезда бурятского народа – был и, после 1937 года, остается важнейшим инструментом поддержания национального единства. Это то, что сделало из разрозненных групп современную нацию.

В последние годы институт общенациональных съездов оказался в тяжелом положении. Не отрицая его колоссальной значимости для бурят всего мира, многие общественные деятели критикуют формы его организации. Действительно, процедура делегирования на съезды в последние годы оказалась в руках чиновников, выбирающих удобных для себя участников, разгоняющих милицией неугодных, и манипулирующих ходом заседаний. Однако текущие проблемы не должны заслонять от нас стратегического значения этого института. Он создал нацию однажды и он возродит наше единство вновь.

Нам всем необходимо сообща выработать действенные, а не карнавально-банкетные механизмы созыва и работы съезда. Но уже сейчас, уже сегодня можно начинать работу по донесению до народа идеи съезда нации. Предстоит огромная работа по воссозданию местных ячеек системы национального единства, признающих верховенство съезда нации.

В последние годы созданы и функционируют на местах различные организации и учреждения, специализирующиеся на культуре бурятского народа. Нельзя не приветствовать такое изобилие обеспокоившихся состоянием этой сферы, но нельзя не обратить внимания на то, что мало вспоминают о политической культуре бурят. Эта та часть нашего наследия, самосознания, менталитета, которая созидалась в борьбе за родину и нацию, созидалась патриотами, лучшими из детей нашей земли. Съезд нации это одна из главных исторических основ политической культуры бурят. Можно, а в ряде случаев, наверное, должно отметить высший авторитет общенационального съезда в уставах существующих организаций, ставящих своей целью защиту культуры.

.

В проекте концепции содержится немало пунктов, которые вызывают одобрение, есть такие, которые требуют серьезной доработки. Мы признаем потребность в длительной работе над этим и другими проектами, направленными на защиту прав бурятского народа. В своем обращении к общественным организациям Западной Бурятии мы привели лишь малую часть необходимых на наш взгляд мероприятий из большого комплекса насущных задач общенационального характера
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 28.09.10, 08:09 +0000     Ответить с цитатой

«Особый статус» в особых мнениях

Автор: Телеинформ

«Телеинформ» знакомит читателей со спектром мнений участников дискуссии в Законодательном собрании Иркутской области, где прошли общественные слушания по поводу особого статуса Усть-Ордынского Бурятского округа

Как уже сообщалось, сегодня в Законодательном собрании Иркутской области прошли общественные слушания по поводу закона «Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно-территориальной единице Иркутской области с особым статусом».

Напомним, Иркутская область первой из укрупненных регионов начала разрабатывать законопроект об особом статусе округа, несмотря на то, что это понятие не расшифровано федеральным законодательством. Будущий «особый статус» бывшей автономии был одним из политических обязательств области в ходе объединительного референдума 16 апреля 2006 года. И вот сейчас, четыре года спустя, депутаты, представители администрации и общественные деятели спорят о содержательном наполнении этого понятия.

Предложенный губернатором области законопроект был принят в первом чтении на июньской сессии ЗС. Альтернативный проект, выдвинутый думой Эхирит-Булагатского района, депутаты отклонили. В соответствии с проектом закона, в ведение администрации попадают развитие национального языка, спорта и культуры в целом.

Однако на сегодня представители Усть-Орды настаивают на значительно большем наполнении «особого статуса». Во-первых, это касается нормы представительства в областном Законодательном собрании (сохранение квоты из четырех депутатских мандатов место одного, положенного «стандартному» району Приангарья). Во-вторых, это большая компетенция окружной администрации в сфере управления экономикой территории.

Каждая из сторон готова защищать свою точку зрения весьма энергично – причем как аргументы используются соображения «высокого» порядка, не сводящиеся к вопросам законотворчества.

Сегодня «Телеинформ» знакомит своих читателей со спектром разнообразных мнений участников дискуссии. Само же обсуждение продолжится 16 сентября на заседании комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении. Предполагается, что там законопроект подготовят для принятия во втором чтении на сентябрьской сессии ЗС, которая состоится 22 сентября.

Иван Зелент, уполномоченный по правам человека в Иркутской области:

– Когда политическая составляющая референдума была разрекламирована, чтобы обеспечить объединение, было много обещаний. Затем объемы капиталовложений упали, до сих пор стоят сваи как памятник бесхозяйственности. Я не хочу затрагивать социальный и национальный вопрос, он достаточно четко прописан в Конституции. Выступающие говорят, что развивается культура, причем разных национальностей, развивается спорт. Но главный вопрос, который всех волнует – это развитие экономики. Однако, вот рядом находится Ольхонский район, мы о нем забываем с 37 года. Там живет более 60% бурят. Он не входит в округ... А почему бы им не сказать: «Нас забывают»?

Олег Каньков, депутат ЗС от Усть-Ордынского Бурятского округа:

– Четыре года было на то, чтобы осмыслить понятие «особый статус». В чем он заключается? Я для себя ответ увидел только в одном: в количестве представителей в Законодательном собрании. Другого ничего нет. Есть маленький административный ресурс округа, но есть ведь и другие районы Иркутской области с такими же проблемами! Момент с возможностью узаконить представительство в Законодательном собрании мы проспали. У нас тут смена власти была постоянная, другое, третье... К сожалению, сейчас поезд уже ушел. Сейчас мы обговорим это (расширенное представительство в ЗС – прим. Телеинформа) с Центризбиркомом, но, думаю, там нам скажут «нет». Если мы хотим количество депутатов увеличить, то нужно идти единым фронтом. Если мы опять поговорим и ничего не решим, это будет буря в стакане воды.

Бадмажаб Мункожаргалов, представитель бурятской региональной национально-культурной автономии "Иркут":

– Этот примитивизм в подходах (о позиции Олега Канькова – прим. Телеинформа). Мы все – дети этой земли, и жить здесь нам с вами, смотреть друг другу в глаза. На федерального законодателя теперь молиться, что ли? Мы должны решать, как нам здесь жить. Юристы, разрабатывающие этот закон, должны были ознакомиться с ситуацией на земле. Далее: произошло нарушение политических прав граждан, избирателей. Если государство ведет себя как слон в посудной лавке, нарушая конституционные права, о чем нам говорить? Мы здесь сидим, пытаясь эту ошибку исправить.

Аполлон Иванов, депутат ЗС по Усть-Ордынскому Бурятскому избирательному округу:

– Понятие «особый статус» должно наполниться содержанием, просто выхолащивать его нельзя. Иначе каждый будет относиться критически к объединению: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

В законе слабо прописана экономическая составляющая. Если мы не будем заниматься экономикой, то вопросы сохранения культуры, языка уйдут в небытие. Мы видим угрозу в том, что администрация округа не обладает абсолютно никакими полномочиями. Однако с главы администрации дерут шкуру и спрашивают за все. Давайте пропишем полномочия главы администрации, губернатора, Законодательного собрания!

Прямого правового запрета (на расширенное представительство в парламенте – прим. Телеинформа) нет. Региональный законодатель может проявить добрую волю и доказать это федеральному!

Александр Амагдаев, директор Центра сохранения и развития бурятского этноса:

– Когда мы говорим в законе о национальной самобытности бурятского народа и иных народов, традиционно проживающих на территории округа, мы лукавим, понимая, что речь идет только о бурятском народе. Чем виноват ольхонский или одинский бурят? Тем, что они не создали округ? Мы ведь всё равно все – предбайкальские буряты. В 37-м нас разъединили, сделали округ. Но сегодня мы хотим развиваться в границах всего Предбайкалья. Деля этим законом бурят округа и Иркутской области, мы создаем проблему. Я, почти 10 лет работая с другими национальностями, понял: чем больше привилегий будет получать наш народ, тем больше самобытности мы потеряем.

Владимир Маглаев, председатель рабочей группы по разработке альтернативного законопроекта от Эхирит-Булагатского района:

– Мы предоставили вам все поправки. Одна из них – по-прежнему оставить четыре депутата от округа в Законодательном собрании. Это не запрещено (когда мы обсуждали этот вопрос, мы консультировались с Сергеем Босхоловым). Особо мы делаем упор на экономическое развитие нашего округа и на полномочия окружной администрации, которые бы обеспечили это развитие. Для чего? Чтобы администрация округа занималась именно развитием округа, чтобы составляла программы. Потому что округ является аграрным. Это все включает материальные затраты.

Также мы бы хотели сохранить целостность нашего округа. Чтобы границы оставались неизменными. Затем – чтобы центром округа был поселок Усть-Ордынский, чтобы центр не менялся. Затем – чтобы экономическая составляющая была прописана в законе.

Что касается спорта, то мы бы хотели сохранить окружные спортивные игры. Это основные наши поправки.

Борис Алексеев, депутат Законодательного собрания:

– В результате прошедших слушаний мы сформировали обращение к правительству Иркутской области, в которое вошли сегодняшние предложения. Они будут использованы при разработке программы развития сельского хозяйства Приангарья в целом, в которой мы должны предусмотреть подъем экономики округа. Я думаю, что это реально и возможно, потому что округ был и остается территорией с агропромышленным комплексом, который должен серьезно обеспечивать продовольственную безопасность области. Второе: мы должны выполнить те обязательства, которые давали государство, региональное правительство и законодательная власть жителям округа по строительству необходимых объектов социальной сферы. И это выполнение должно быть взято под контроль Законодательным собранием, это должно быть прописано и в основном законе по Усть-Ордынскому округу, в законе об особом статусе. И еще мне хотелось бы подчеркнуть, что мы все пришли к пониманию, что территориальная целостность округа должна быть сохранена.

Мы посчитали возможным взять на себя такую смелость, и я надеюсь, что в будущем понятие «особый статус» будет прописано в федеральном законодательстве, в части избирательных моментов, и в части формирования административно-территориальных единиц. Мы идем первыми, и на нашем примере федеральный законодатель может чему-то научится. Инициатива в данном случае не наказуема. Законодательное собрание будет выходить с инициативами, касающимися особого статуса округа, на федеральный уровень.

Алексей Петров, директор областного института законодательства, один из разработчиков законопроекта об особом статусе УОБО:

– Понятие «особого статуса» в федеральном законодательстве вообще не раскрыто, поэтому в каждом конкретном вопросе, который рассматривается в рамках законопроекта, мы смотрим его соответствие с федеральным законодательством. То есть, входит конкретный вопрос в понятие «особого статуса» или нет. Например, вопрос о количестве депутатов в ЗС от округа, вопрос об особой поддержке национальных видов спорта, о налоговых преференциях и так далее – каждая из этих проблем должна соотноситься с действующим законодательством. И нельзя сказать, что что-то однозначно входит в понятое «особого статуса» и только на этом основании настаивать на включении этих идей в законопроект. Есть федеральные законы, выше которых не прыгнешь. С одной политической волей в суд никто не пойдет.

Сергей Босхолов, профессор Байкальского государственного университета экономики и права:

– Самое главное в том, что в проекте закона, принятом в первом чтении, экономическая составляющая прописана слабо. Самая главная беда нашего округа заключается в том, что население бедное. И если мы не будем заниматься экономикой, то все вопросы сохранения национального языка, культуры, национального спорта – они уйдут в небытие. Вы все бывали в округе на разных мероприятиях и вы видите, что национальный язык развивается, национальная культура развивается, национальный спорт развивается. И здесь мы, буряты, и другие народы, традиционно проживающие на территории округа, угрозы не видим. Мы угрозу видим в том, что экономикой перестали заниматься.

Сегодня администрация Усть-Ордынского Бурятского округа не располагает никакими полномочиями. Численный состав работников администрации ничтожно мал.

Я неоднократно говорил, что с глав администраций правительство спрашивает за все. А полномочия их ограничиваются спортом, культурой. Так давайте мы пропишем полномочия администрации в законе. Пропишем полномочия губернатора, полномочия областного правительства, полномочия Законодательного собрания. Например, пункт о том, что «правительство Иркутской области разрабатывает и утверждает программу по гармонизации социально-экономического положения Усть-Ордынского Бурятского округа».

Геннадий Истомин, депутат ЗС:

– Я достаточно четко услышал ваши (представителей округа – прим. Телеинформа) предложения. Мы заинтересованы в том, чтобы округ развивался. Но у нас есть ведь и областные программы, которые разрабатываются по различным направлениям деятельности. Стоит вопрос развития и реализации этих программ в округе. То есть – о квалификации местной администрации на уровне районов и поселков. Насколько они могут предоставить качественные документы. Почему сегодня районы округа не участвуют в программах? У нас действует в области около 30 программ, у нас федеральных 50 с лишним программ. Почему вы туда не входите на уровне районов? Поэтому просьба к вам, как к специалистам посмотреть и подготовить конкретные предложения, что нужно делать, чтобы войти в уже действующие программы.

Евгений Рульков, депутат ЗС:

– Главный вопрос, который сегодня остается – это социально-экономическое развитее Усть-Ордынского Бурятского округа. Когда проходило объединение, власть такие обязательства брала. Нужно, по крайней мере, сравнять уровень жизни в округе хотя бы с уровнем жизни в области. Много было различной агитационной продукции. А сейчас, я думаю, что если оставить так, как это сформулировано в предлагаемом проекте закона, районы могут быть ущемлены в социально-экономическом развитии.

Климентий Хабитуев, первый секретарь Эхирит-Булагатского районного комитета КПРФ:

– Особый статус мы определяем первые. Идем впереди всех – получается с чистого листа. Если закон не будет предусматривать экономическое развитие, то нечего и огород городить. На базе экономики решается все основные вопросы: и политики, и социальной сферы. Поэтому самый главный акцент в законопроекте должен быть на развитии экономики округа. В законе должно быть прописано, что социально-экономическим развитием округа занимается администрация округа.

Борис Данилов, глава администрации УОБО:

– Когда я начинал руководить округом, я знал, что дела обстоят плохо, но что настолько плохо… Люди после прошедшего объединения говорили, что единственным изменением стала возможность получать медицинское обслуживание в Иркутске. В остальном все осталось так же. Мы должны были сделать так, чтобы население почувствовало заботу власти. Я согласен с тем, что объединительные процессы оказались неэффективными и бессмысленными.

Сейчас в округе готовится частно-государственное партнерство: реализация проекта позволит зарабатывать до двух миллиардов в год. Мы просто находимся на деньгах. Мы много говорим об инвестициях и инновациях, сейчас у нас есть уникальная возможность реализации различных проектов. Ко мне обращались много предпринимателей – у меня целый пресс их визиток. Но они знакомятся с обстановкой и отшатываются. Необходимо делать преференции. Возможно, в течение нескольких лет не облагать налогом имущество и землю, чтобы бизнес зашел в Усть-Орду.

Меня все больше удручает, что экономическая составляющая вымывается. Мы в законе затрагиваем надстроечные процессы, а необходим базис, экономика. Без этого у округа нет перспективы.

Александр Хантуев, представитель объединения шаманов УОБО «Сахилган»:

– Есть мнение, что экономическая часть законопроекта слаба. Четыре ключевых вопроса, которые мы обсуждали. Это представительство округа в Законодательном собрании – четыре депутата от округа. Незыблемость границ и статус поселка. В законе очень обтекаемо сказано о границах округа. Также мне кажется, что в данном законе такие вопросы вообще не должны ставиться – упразднение округа, изменения границ округа.

Что касается представительства в ЗС, то в конституционном законе, который принимался при объединении двух субъектов, сказано о многомандатном избирательном округе и представительстве в ЗС четырьмя депутатами. Например, в Забайкальском крае Агинский Бурятский округ представлен в региональном парламенте пятью депутатами.

И четвертое – это наполнение закона экономической составляющей.

http://i38.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3865:l-r---&catid=13:2010-03-18-06-49-23&Itemid=4
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 28.09.10, 08:25 +0000     Ответить с цитатой

Статусный конфликт
[16.09.2010 / 13:00]
Регион намерен сделать запрос в Центризбирком на предмет правомерности внесения в Устав области нормы о представительстве четырёх депутатов от округа в областном парламенте. Такое решение было принято в минувший вторник на общественных слушаниях по проекту закона. Представители округа настаивают и на том, чтобы УОБО, помимо прочего, получил свою программу социально-экономического развития, обеспеченную деньгами.

В правовом тумане

Первое чтение закон «Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно-территориальной единице Иркутской области с особым статусом» прошёл ещё в июне. Поэтому, как сообщил директор Института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского Алексей Петров, на слушания вынесен документ, уже одобренный в концепции, но это вовсе не означает, что по его поводу нельзя подискутировать.
Петров признался, что «закон писался в правовом тумане». Ни в одном из объединённых субъектов нет законов об особых статусах. В Перми дело решилось более-менее обширными пояснениями в уставе и всё. И федеральный законодатель целостного понимания особого статуса не дал. Поэтому иркутский закон и напускает своего «туману». Статус УОБО предполагает некую особую организацию в округе органов госвласти Иркутской области. Они будут решать вопросы по сохранению самобытности народов и гармонизации социально-экономического развития области и округа. Сохранять самобытность предлагается за счёт специально финансируемых межмуниципальных мероприятий в области спорта, культуры, языка. Это соревнования, конференции, «круглые столы», фестивали, национальные праздники и научные исследования. Всё это проходит через правительство региона, которое организует мониторинг социально-экономического состояния округа и утверждает долгосрочные целевые программы по развитию самобытности. У «Серого дома» есть право создавать совещательные органы, чтобы помогать округу развиваться, плюс – администрация УОБО. При губернаторе может быть создан совет по делам УОБО, в который войдут депутаты ЗС и местных Дум в сумме не более двух третей, по одному представителю от различных национально-культурных сообществ и до трёх человек от Общественной палаты региона. Все решения этого совета носят рекомендательный характер.
В законе появилась глава пятая, вызвавшая возмущение представителей УОБО. Она допускала упразднение округа. Главе комитета по госстроительству Борису Алексееву даже пришлось внести поправку об удалении из закона этой главы. Однако представители Думы Эхирит-Булагатского района настаивали на более существенных правках в законе. Они заявили, что за округом нужно сохранить четыре места в парламенте области, закрепить законодательно статус посёлка Усть-Ордынский как столицы УОБО, обеспечить закон реальным финансовым наполнением и дать администрации округа конкретные полномочия. «Экономическая составляющая в законе должна быть прописана обязательно», – считает председатель рабочей группы по разработке альтернативного законопроекта от Эхирит-Булагатского района Владимир Маглаев.

Слаборазвитая периферия

Все представители УОБО сошлись во мнении, что население округа испытывает разочарование от итогов объединения. Глава администрации округа Борис Данилов сослался на исследование «Объединение субъектов Российской Федерации: за и против», опубликованное в 2010 году группой социологов. В неё вошли заведующий отделом экономической и социальной географии Института географии РАН Сергей Артоболевский, профессор МГУ Наталья Зубаревич, экономист Евгений Гонтмахер. В главе, полностью посвящённой УОБО, авторы пишут: «Опасения того, что власти будут неохотно исполнять «повышенные» обязательства перед округом в связи с объединением, оправдываются». Но УОБО не единственный округ, который практически ничего не выиграл от объединения. На слиянии потеряли все АО, кроме Ненецкого, Агинского и Корякского, говорят исследователи. Но их условное благосостояние – не эффект объединения. Два первых повысили доходы за счёт нефтебизнеса, третьему дало некоторые преференции государство. В год объединения Иркутской области и округа рост ВРП в среднем по России составил 151%, в округе – 113%, в области – 141%. А вот теперь посмотрите на Читу и Агинский округ – соотношение 133% у области к 205% у округа. Уникальная ситуации возникла из-за того, что компания «РуссНефть» в своё время зарегистрировала в Агинском округе своих трейдеров. В 2007 году среднедушевые инвестиции в основной капитал в Забайкальском крае составили 23 тысячи, в Агинском округе – 50 тысяч. На Иркутскую область пришлось 28 тысяч, а Усть-Ордынский округ заработал 13 тысяч рублей.
В 2004 году среднедушевой доход жителя Усть-Ордынского округа был в 0,3 раза выше, чем по области, после объединения доходы уже сравнялись. Бюджетные доходы меньше всего выросли после слияния в двух субъектах – Читинской области и УОБО, говорят авторы. С 2004 по 2007 год доля федеральных перечислений Иркутской области выросла примерно на 2–3%. УОБО шесть лет назад имел около 80% федеральных денег в консолидированном бюджете, к 2007 году цифра упала до 70%. Авторы проекта отмечают: значительная часть федеральных трансфертов оседает в «материнских» регионах. АО остаётся удел «слаборазвитой периферии», которой деньги приходят после областного фильтра. Фильтр этот жесток, поскольку федерация после объединений уже не балует субъекты деньгами. К примеру, дотацией на сбалансированность бюджетов. В 2005–2006 годах, когда было важно объединить область и округ, Приангарье получало на сбалансированность по миллиарду, а через год после референдума цифра упала уже до 0,4 млрд. рублей. А в округе и вовсе провал с 0,1 млрд. рублей в 2005-м до 0,03 млрд. рублей в 2007-м.
«Если в новом законе не будет экономической составляющей, зачем вообще какой-то огород городить? – эмоционально заявил первый секретарь окружного обкома КПРФ Климентий Хабитуев. – Мы должны прописать социально-экономическое развитие округа или отдельной строкой в бюджете области, или каким-то другим способом». «В округе надо создать условия для привлечения инвесторов, – считает Борис Данилов. – Мы находимся на деньгах и практически ничего не решаем». Он рассказал, что сейчас в его администрации даже нет заместителя по сельскохозяйственным вопросам, первостепенным для округа. «Это что такое, что это за работа?» – удивляется Данилов. Неизвестно, чем по новому закону будет заниматься и администрация УОБО. Она мыслится как некий исполнительный орган правительства Иркутской области, который занимается созданием условий для сохранения самобытности путём координации действий других подразделений «Серого дома», которые так или иначе касаются дел округа.
Неофициально стало известно, что Борис Данилов в скором времени может покинуть свой пост. В администрации округа «Конкуренту» вчера заявили, что глава по-прежнему работает и никаких документов о снятии не приходило. Показательно, что ранее Данилов не был замечен в серьёзной критике ситуации вокруг закона о статусе. Его место может занять зампред правительства Сергей Серебренников.
Представители УОБО считают, что полномочий явно мало, чтобы хоть как-то развивать территорию. В Пермском крае в правительстве работает специальный министр по делам Коми-Пермяцкого округа, что записано в уставе. У министерства тоже координирующая роль, однако органы местного самоуправления округа наделяют отдельными госполномочиями. Соседний Агинский округ в своё время создал «льготную подушку» для вхождения «РуссНефти» в субъект. «Мы должны прописать в законе льготы для инвесторов и права администрации создавать эти льготные условия», – уверен Борис Данилов. Однако вице-спикер ЗС Геннадий Истомин считает, что окружным представителям лучше более чётко определить, чего они хотят в плане социально-экономического развития – к примеру, оценить степень своего участия в готовых 30 областных и 50 федеральных программах, и «всё станет сразу прекрасно». А депутат Олег Каньков и вовсе заявил, что нечего смотреть на Агинский округ. По его мнению, никто не создавал там систему льгот, туда просто «Кобзон пришёл». Однако в той же Перми, например, в программе социально-экономического развития края выделена глава о развитии округа.

«На федеральный закон молиться»

Округ настолько отчаянно бился за четыре места в областном парламенте, что даже Борис Алексеев слегка сдал позиции. Его тезис о том, что УОБО хватит одного гарантированного места в ЗС, а остальные можно добрать за счёт партсписков, был парирован профессором БГУЭП Сергеем Босхоловым. «Я лично на добрую волю партий не рассчитываю», – заявил он. В свою очередь Алексей Петров напомнил о том, что равенство представительства всех территорий Иркутской области в парламенте уже закреплено уставом и федеральный законодатель не предусмотрел увеличения числа депутатов от округа. «Простите, но никакого запрета на четыре человека от округа в ФКЗ об объединении нет. Почему не проявить инициативу?» – заявил Босхолов. И напомнил, что Агинский округ представлен в парламенте Забайкальского края пятью депутатами. Босхолов призвал «не подходить тупо, а работать творчески». «Нам ведь здесь жить, в глаза друг другу смотреть. На федеральный закон молиться, что ли?» – добавил и председатель бурятской автономии «Иркут» Бадмажан Мункожаргалов. Интересно, как разделились мнения тех самых депутатов от округа. Олег Каньков заявил, что ему нечего сказать на вопрос: «А что же такое особый статус?». Депутат считает, что и в Киренском и Баяндаевском районах люди одинаковые, а сейчас кто-то «пытается» поднять бурю в стакане воды, тогда как реальный шанс что-то изменить по местам в парламенте был упущен ещё на уровне принятия устава. «Наша культура, наши традиции сохранились потому, что округ существовал как обособленный, – уверен депутат Аполлон Иванов. – То, за что мы голосовали в 2006 году, должно иметь конкретную основу. А выхолащивать вот так закон – что люди потом нам скажут?».
Борис Алексеев заявил, что рабочая группа по закону направит запросы в ЦИК, облизбирком, правовое управление «Серого дома» на предмет правомерности изменения нормы о четырёх депутатах. Глава комитета не исключил, что, если будет дано добро, может дойти и до внесения поправок в устав. Сегодня закон уже рассматривается в ЗС во втором чтении.

Юлия Переломова
Восточно-Сибирская правда. Конкурент

http://www.aldana.ru/news.php?id=28940



http://pressa.irk.ru/region/2010/36/002001.html
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ol
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Oct 23, 2010
Сообщения: 4
СообщениеДобавлено: 23.10.10, 12:04 +0000     Этнографическая экспедиция. Ответить с цитатой

19 октября 2010 года состоялась поездка в село Байтог Эхирит-Булагатского района Иркутской области – это первый этап этнографической экспедиции по маршруту г. Иркутск – Эхирит-Булагатский район (гора Манхай – село Байтог) - п. Качуг (Шишкиские писаницы) – г. Иркутск с целью сбора материалов по теме «Культовые объекты на древнем пути от Байкала до Лены. Взаимопроникновение культур» в рамках Ведомственной целевой программы «Сохранение и эффективное использование нематериального культурного наследия бурятского народа и иных народов, традиционно проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа» (2010 – 2012гг.). В составе экспедиции уважаемый шаман Маха – Шабаев Терентий Владимирович, директор ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса» Амагзаев Александр Андреевич, ведущий методист Центра Осопова Аюна Игнатьевна, видеооператоры студии «Феникс» и фотограф Олег Бережных.

Дирекция ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса» благодарит администрацию МО «Ахины» за оказанную помощь в организации этнографической экспедиции.

О священной горе Байтаг на портале Прибайкалье
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ol
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Oct 23, 2010
Сообщения: 4
СообщениеДобавлено: 15.11.10, 04:10 +0000     Подиум ЭТНО в Иркутске Ответить с цитатой

С 10 по 12 ноября 2010 года в Иркутске прошел II Межрегиональный конкурс-фестиваль модельеров и дизайнеров одежды, мастеров прикладного народного творчества Подиум ЭТНО "Содружество Прибайкалья". Наш фотокор побывал на этом событии.
В конкурсе-фестивале принимали участие профессиональные модельеры-дизайнеры одежды, любители, творческие мастерские по изготовлению костюмов, творческие коллективы, мастера ДПИ, национально-культурные объединения.
К участию в конкурсе допускались только авторские коллекции. В этно-фестивале принимали участие модельеры и дизайнеры одежды из Монголии, Алтая, Прибайкалья ...
Фотографии редакции проекта Прибайкалье ...http://pribaikal.ru/bur-centre-images/gallery/0/442.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 14.01.11, 14:44 +0000     Ответить с цитатой

БАРИСАНЫ БУДУТ В ПОРЯДКЕ
Центр бурятской культуры организует уборку на священных местах округа

Проект «Благоустройство придорожных барисанов Иркутской области», который разработали сотрудники иркутской областной общественной организации «Центр бурятской культуры», стал победителем конкурса социально значимых проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области» в номинации «Сохранение самобытности Иркутской области».

Как возник этот проект, корреспонденту «Окружной правды» рассказал председатель центра Бадмажаб Мункожаргалов: — На сегодняшний день многие понимают, что загрязнение барисанов перешло критическую черту. И если не предпринимать никаких мер, мы можем разгневать наших духов. Ведь барисаны — это места почитания хозяев местности. В эпоху глобализации, чтобы остаться самим собой, необходимо соблюдать обычаи, традиции своего народа, чтить свою культуру. Я думаю, что проект послужит стимулом быть настоящим человеком, который с уважением относится к своей культуре.

На реализацию идеи центр получит субсидию из областного бюджета в размере 142 тыс. рублей. Как отметила координатор проекта Аюна Осопова, ведущий методист по инновационной и информационной политике ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса», непосредственная реализация проекта начнется в 2011 году, в теплое время года. Сейчас идет сбор информации о количестве барисанов на территории округа, а также в Ольхонском и Иркутском районах. Кроме того, обсуждаются организационные вопросы и сроки проведения мероприятий по благоустройству священных мест с представителями власти муниципальных образований, на чьих территориях будет осуществляться проект.

— В традиционной культуре бурят культовые или священные места занимали важное место, — подчеркивает координатор. — Они являлись основной формой материального воплощения их верований. Священные места отмечены высшей сакральной значимостью. Однако сейчас скудность знаний о традициях и обычаях бурятского народа, является одним из губительных факторов захламления и разрушения священных мест. Например, свадебные кортежи останавливаются на барисанах, чтобы сделать подношения духам — хозяевам местности, и, как правило, засоряют территорию, оставляя после себя бумажки, бутылки, окурки и другой мусор. Часто на барисанах можно увидеть, как маленькие ребятишки собирают монетки или еду. А ведь мало кто задается вопросом, как эти действия влияют на дальнейшую судьбу еще несмышленого человека. По словам Аюны, проект улучшит экологическую обстановку на придорожных барисанах и поднимет у населения и гостей региона уровень знаний о правилах поведения на священных местах.

— Мы хотим создать информационно-аналитической базу о священных местах Иркутской области, привлечь общественность к работе на барисанах, к обеспечению сохранности и порядка на священных местах, — говорит Осопова. — Планируется, что в проекте будет задействовано более тысячи человек. Хотим провести уборку территорий барисанов и установить информационные щиты на трех языках с правилами поведения на святых местах. Также в наши планы входит прикрепить за барисанами школы, молодежные общественные движения, организации и предприятия районов, которые отвечали бы за уборку территории раз в полгода.

В рамках проекта, во-первых, будет издан сборник информационных материалов о священных местах Иркутской области. В этот сборник войдет краткая информация о священных местах — природных (горы и долины рек) и рукотворных (барисаны, места проведения тайлаганов, священные рощи и места захоронения шаманов) объектах поклонения бурят Иркутской области, а также фотографии мест, карта расположения главных священных мест и правила поведения. Во-вторых, будет проведен конкурс на лучший эскиз информационного щита среди художников и мастеров по прикладному искусству и изготовление такого щита, а в близлежащих к барисанам селах пройдут информационно-обучающие тренинги на тему «Священные места бурят Иркутской области».

— Я верю, что люди с пониманием отнесутся к нашему проекту, — говорит Бадмажаб Эрдынеевич. — Стоит только начать в одном месте приводить в порядок барисаны — и неравнодушные люди станут благоустраивать другие священные места.

Справка

Барисан (бариса) (от бур. «бариха» — «преподносить», «дарить») или табиса (от бур. «табиха» — «оставить», «положить») — это места для подношения угощений духам — хозяевам местности. Барисаны располагаются обычно у дороги, на перевалах или у подножия горы.

Евгения Комиссарова. Фото из архива редакции


Молодежь Центра уже убиралась на барисане, но чистым священное место оставалось недолго

http://pressa.irk.ru/region/2010/47/003004.html
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 14.01.11, 15:11 +0000     Ответить с цитатой

20 лет ЦБК
21 Декабрь 2010

17 декабря 2010 года состоялось праздничное мероприятие, посвященное 20—летнему юбилею Иркутской областной общественной организации «Центр бурятской культуры».

Торжественное мероприятие началось в зале Иркутского государственного университета с приветствия и награждения заслуженных работников, людей, которые очень много сделали для развития бурятской культуры за прошедшие 20 лет.

Приветственным танцем встретил гостей ансамбль песни и танца «Улаалзай», порадовали зрителей выступлениями уже известные в Иркутске коллективы «Аянга» и «Ангара». Председатель ИООО «Центр бурятской культуры» Бадмажаб Эрдынеевич Мункожаргалов выступил с докладом о деятельности центра, об успехах и недоработках, о проведенных мероприятиях и о проектах на будущее.

Почетными грамотами от Министерства культуры и архивов Иркутской области были награждены лучшие общественники области: Галина Халбанова (Ольхонский район), Маргарита Анынова (Баяндаевский район), Любовь Тангарова (Аларский район), Маргарита Баторова (Нукутский район). Администрацией города Иркутска были вручены благодарственные письма постоянным спонсорам мероприятий центра и ветеранам ИООО «Центр бурятской культуры».

Далее состоялось открытие выставки «Связь поколений» Эдуарда и Влада Урбахановых в здании ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса».

И заключительный этап мероприятия состоялся в ДС Труд - предновогодний концерт бурятской эстрады «Старые песни о главном». В концерте принимали участие самые известные артисты Республики Бурятия: Эрдэни Батсух, Чингис Раднаев, Ирина Абидуева, Саян Жамбалов, Гэрэлма Жалсанова, Гэрэлма Жалсанова, Ким Харганаев и Тимур Болотов, Хажидма Аюржанаева, Ольга Шарапова, Елена Борохитова, Мэдэгма Доржиева, Мунхзул, Билигма Ринчинова, Валико Гаспарян, Мьюзик класс, Урагшаа. Баир Жамбалов и Лия Балданова - ведущие солисты Бурятского академического театра оперы и балета.

Артисты исполняли хиты 70-90-х годов в новой аранжировке.

http://www.bur-culture.ru/index.php?id=news-detail&tx_ttnews[tt_news]=133&cHash=d38668d31d9131b3826b02a6463074c4
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 14.01.11, 16:06 +0000     Ответить с цитатой

Усть-Орда встретит Сагаалган в новом дацане

22.12.2010

В Усть-Орде ведется активное строительство главного храма дацана. Первые службы в нем пройдут на Новый год по восточному календарю, а торжественное освящение и открытие планируются в июле будущего года

После объединения с областью — округ как будто осиротел, — говорит меценат Владимир Дмитриев. — Усть-Орда была самостоятельным субъектом со всеми вытекающими отсюда последствиями, а сейчас стала всего лишь одним из 40 районов области.

Жители проиграли в экономическом и социально-культурном плане. Надеюсь, что строительство дацана даст импульс духовной жизни и развитию связей Усть-Орды со всем остальным бурят-монгольским миром. На открытие дацана обещал приехать Хамбо лама Аюшеев. Мы его встретим на должном уровне, пройдут традиционные скачки, соревнования по национальной борьбе и стрельбе из лука.

Из истории вопроса

В настоящее время на территории Иркутской области действуют Аларский, Нукутский и Иркутский дацаны. Зарегистрированы общины в Ангарске, Шелехово и Ольхонском районе.

В Прибайкалье буддизм является традиционной, хотя и не доминирующей конфессией. В начале прошлого века здесь было порядка 7 — 8 дацанов. Старейшим из них был Аларский, по¬строенный в 1811 году.

Ученый и общественный деятель Ц. Жамсарано описывал: «Дацан построен на ровном месте, деревянный, небольшого размера, продолговатой формы. Вокруг посажены деревья и образуют приличный садик. Особенно хорош садик на восточной стороне дацана, огороженный особо.

Нынешний ширетуй с замечательной любовью ухаживает за садиком, который растет с удивительной быстротой. Здесь растут: ель, кедры, пихты, лиственницы, яблони, черемухи, смородины, крыжовники и прочих цветов диких масса, как и во всей Алари…

Впечатление от садика прекрасное, какое-то нежное, миленькое. С прошлого, 1902 года ламы стали разводить огород: картофель, капусту, горох, лук, редьку и т.д., всего понемножку для пробы и довольны». Далее Ц. Жамсарано подмечает: «Большинство аларцев — буддисты, меньшинство — шаманисты и крещенные.

Но последние крещены когда-то насильно или обманом и в церковь не ходят. Симпатии инородцев всецело принадлежат дацану».

В целом к концу XIX — началу XX века в Западной Бурятии сложилась противоречивая религиозная ситуация, характеризовавшаяся наличием трех конфессий: православия, шаманизма и буддизма. В Иркутской губернии троеверие имело место у тункинских (относившихся тогда к Иркутской губернии) и аларских бурят.

По официальным сведениям, в 1909 году в Иркутской губернии насчитывалось около 60 тысяч бурят-христиан, примерно 30 тысяч исповедовали шаманизм и столько же буддизм. Однако основная масса бурят относилась к православию формально.

Автор: Александр Махачкеев
Источник: Еженедельник "Информ Полис"

http://www.infpol.ru/news/673/53041.php



Любой желающий может принять участие в строительстве дацана и увековечить память о себе

Оставить память на века. В поселке Усть-Ордынский началось строительство дацана. В первую очередь участники торжественной церемонии выразили почтение божествам.

День благоденствия и процветания. Его усть-ордынские ламы выбирали по особому календарю и обязательно на растущую Луну. Закладка в основание строящегося усть-ордынского буддистского храма священного сосуда "бумбэ". Специально для церемонии его подготовили в Индии, в резиденции Далай-ламы. Священнослужители говорят: это сердце будущего дацана.

- Сосуд, где находятся разные драгоценности, лекарственные травы, минералы. Для того, чтобы дать почитание, подношение божествам местности, божествам воды, воздуха, - говорит настоятель усть-ордынского окружного дацана Саян-лама.

К полудню во двор стекаются прихожане. Почти каждый с подношениями. Их выкладывают на скамью перед ламами, проводящими обряд "гасум" - очищения местности. Сейчас в поселке действует дуган - маленький молельный дом с алтарем. Служат пятеро лам. Шестой отдает долг Родине - проводили в армию. Будущий дацан построят просторным, в два этажа.

Принять участие в строительстве дацана может каждый желающий. И даже заложить в его стену именной брус. По преданию, память об этом человеке будет храниться до тех пор, пока стоит дацан.

Акцию по сбору средств на строительство объявили в начале июня. Только за две недели как простые люди, так и предприниматели пожертвовали более ста тысяч рублей.

- Любое строительство - дорогостоящее мероприятие, средства идут постоянно. В Иркутске, в Усть-Орде, в области очень много вдумчивых, очень добрых людей, которые нам помогают, - говорит член попечительского совета Дмитрий Бурбанов.

Строительство дацана поддержали власти. В будущем он может стать не только местом поклонения, но и достопримечательностью.

- Мы уважаем все веры, все конфессии, которые размещены на территории Усть-Ордынского округа. Вот я тоже сегодня хочу купить один брус и тоже заложить в основание этого дацана, - сказал заместитель губернатора Иркутской области, руководитель аппарата администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Борис Данилов.

Для священного сосуда в фундаменте подготовлено специальное углубление, выстланное шелковыми тканями. В церемонии могут принять участие все желающие. И положить рядом с сосудом подношение. Бросают деньги, кольца. Просят у богов духовности, здоровья, удачи. Потом нишу засыпают зерном. Рабочие мастерки дают в руки самым уважаемым гостям церемонии. Большой праздник по случаю открытия храма запланирован на начало следующего лета.

Автор: Марина Бурнашева

http://vesti.irk.ru/obshestvo/2010/06/18/92382/
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 14.01.11, 16:25 +0000     Ответить с цитатой



Новый дацан вдохнет в Усть-Ордынский Бурятский округ новую позитивную энергию, благосостояние и процветание.

СТРОИТЕЛЬСТВО ДАЦАНА БЛАГОСЛОВИЛИ БОГИ
Перед началом возведения буддийской святыни произошло несколько благоприятных предзнаменований

Место для возведения нового дацана, который обещает стать самым большим, самым главным буддийским храмом Иркутской области, было выбрано по соседству с уже имеющимся дуганом в центре Усть-Орды. Место это начитанное, вымоленное и для людей привычное. Несмотря на дождливый, непогожий день, в дацан вереницей тянутся прихожане — люди приезжают на машинах, приходят пешком. За советом, за утешением сюда прибывает народ со всей области. Местные ламы никому не отказывают в помощи. Заглядывают в дацан и туристы. Увеличение количества прихожан за счет возрождения в регионе буддизма, тяги людей к религии предков натолкнуло лам на мысль о расширении. И вот начало положено. Если все сложится удачно, к чему есть все предпосылки, к лету следующего года на усть-ордынской земле появится новый просторный дацан.

Чудеса уже начались

На улице начинает накрапывать дождик. Но рабочие и не думают откладывать строительство. Траншея для закладки фундамента уже выкопана, арматурная опалубка готова. Сегодня строители заливают бетон. По традиции работу начинают с подношения местным божествам: несколько капель водки в траншею, несколько — на бетономешалку. Только после того как духи местности были задобрены, рабочие приступили к заливке бетона. А мы вместе с кураторами проекта — Саян-ламой Гунтуповым и Дмитрием Бурбановым — идем в дуган для беседы. Не в пример будущему храму действующий дуган очень маленький — 5х6 м. Но и он, появившись на бурятской земле в 2006-м, стал для местных жителей благословением.

— Инициатива возведения нового храма принадлежит Буддийской традиционной сангхе России, — рассказывает Саян-лама. — А уже здесь, на месте, образовался попечительский совет, в который вошли известные люди. Нами был создан фонд по строительству, и главным чудом мы считаем то, как быстро, без всяких проволочек меценаты помогли нам с приобретением стройматериалов.

Внутренне Саян-лама был готов к тому, что придется побегать и поуговаривать жертвователей, однако все пошло как по маслу. Едва лама сообщал, на какое благое дело нужны средства, чиновники и предприниматели соглашались помочь. Так, глава Ревякинского МО Леонид Фролов профинансировал строительство фундамента, а Батыр Азимов, коммерческий директор Восточного торгового дома, помог с брусом, выделил средства на строительство. Не отказал в помощи и Алексей Дмитриев, генеральный директор Харанутского угольного разреза. Он выделил четыре тонны цемента. Откликнулась группа компаний «Гренадеры». Плюс ко всему очень активно помогают простые миряне.

Вообще возможность принять участие в строительстве дацана есть у каждого человека, и не просто принять, а заложить в его стены именное бревно. Попечительский совет проводит акцию: любая семья может приобрести брус за тысячу рублей, тем самым внеся пожертвование на строительство дацана. На бревне можно написать свое имя. Таким образом, сколько лет будет стоять дацан, столько же лет будут упоминаться имена добрых людей.

— Новый дацан будет иметь размеры 12 на 16 метров и два этажа, — продолжает Саян-лама. — До конца июля мы планируем уже подвести его под крышу. А вообще мы поставили себе сроки: закончить строительство в начале лета 2011 года. И судя по тому, как бодро мы начали, я уверен, что в задуманные сроки мы обязательно уложимся.

Во время молебна прилетали орлы

Этим летом новый дацан обретет свое сердце — в его центре будет заложен священный сосуд. Он был изготовлен в Индии по специальному заказу. Изнутри сосуд отделан золотом и наполнен драгоценными камнями, буддийскими текстами и другими подношениями божествам воды, земли и неба.

То, что боги уже благословили строительство храма, — факт очевидный. Во-первых, как уже упоминалось выше, просьба подсобить деньгами и стройматериалами нашла ответ в сердцах большого количества прихожан, связанных с округом кровными узами.

Почему для лам это такой важный знак, понять легко: еще в 2006 году при строительстве дугана служители буддийской церкви приходили в отчаяние. Храм строился на пустом месте, возводили его долго, с перерывами, и буквально всем миром. Чтобы заложить фундамент, Саян-лама приглашал своего отца. Заканчивали строительство прихожане, причем ввиду нехватки средств весьма своеобразным способом: придет человек, принесет дощечку, приколотит; придет еще один — приколотит другую. Ламам пришлось очень постараться, чтобы храм принял сегодняшний достойный вид. По счастью, в этот раз все по-другому. Людей больше не нужно упрашивать помочь. Кроме того, ламами были отмечены и другие весьма благоприятные признаки.

— Перед началом строительства, когда мы начали проводить молебен, прилетели орлы, — вспоминает Саян-лама. — И если обычно орлы кружат в одиночестве, то в этот раз прилетела целая стая. Это было потрясающее по своей величественности зрелище. Потом сюда прискакал целый табун коней. В буддийской религии орлы и кони — это воплощение божественной энергии. Так нам был дан благой знак.

На дацане строительство не закончится

Окрыленные успехами своего предприятия, ламы Усть-Ордынского окружного дацана строят новые планы. Предполагается, что рядом с новым храмом появятся юрты для Хамбо-ламы и настоятеля, установят буддийскую ступу и, само собой, расширят штат лам. Сейчас в дацане числится 5 служителей, один из них служит в армии. Ежедневный прием ведут 3 ламы. Людской поток в храм не иссякает ни в будни, ни в выходные. И что характерно, приходят люди, не обязательно исповедующие буддийскую веру, храм посещают даже те, кто в своей жизни ни разу не был в церкви. И для каждого в храме, где основа всего — сострадание, найдут слова утешения и окажут конкретную помощь.

Прихожане часто просят лам помочь им справиться с болезнями и неразрешимыми проблемами. Многим людям, живущим в постоянном напряжении, никак не удается достичь внутренней гармонии. Поэтому ламы Усть-Ордынского дацана задумали строительство медитативного центра на острове Ольхон. Любой человек может провести здесь какое-то время в затворничестве, с помощью медитации привести себя в стабильное состояние, очиститься и найти внутри себя ответы на все мучительные вопросы.

Ксения Рютина, «СМ Номер один». Фото автора

http://pressa.irk.ru/sm/2010/21/008001.html
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 15.01.11, 04:48 +0000     Ответить с цитатой


Сложно поверить, но еще несколько лет назад национальные праздники отмечались лишь в нескольких деревнях округа

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Центр сохранения и развития бурятского этноса отмечает юбилей
В этом году Центр сохранения и развития бурятского этноса празднует двадцатилетний юбилей — возраст небольшой и в масштабах человеческой жизни, но оказавшийся достаточным, чтобы успеть сделать многое. Старшее поколение помнит, как в самом начале 90-х в России появлялось множество новых организаций, кооперативов и учреждений, но только единицы смогли пережить перестройку, выстоять во времена нескольких финансовых кризисов. 17 декабря, в юбилейный день, сотрудники центра устроили праздник для всего города, организовав концерт звезд бурятской эстрады в концертном зале стадиона «Труд».

С чего начинался центр

Двадцать лет назад, а точнее 14 апреля 1990 года, состоялась учредительная конференция, собравшая большое количество бурят, проживавших на территории Иркутской области и Усть-Ордынского округа. С основным докладом тогда выступил Виктор Харитонович Харнахоев, доктор философских наук.

«Наша цель — развитие национальных ценностей, патриотизма и интернационализма, поддержка талантливых людей, особенно юных дарований. Сейчас мы сталкиваемся с горькими плодами примитивно принятой и насильно насаждаемой теории слияния наций, — заявил в своей речи Виктор Харитонович. — Национальное направление движения вперед отрицалось. Широко внедрялась и получила распространение ошибочная мысль, что чем меньше национального, тем лучше для интернационального. Многие буряты отказывались от своей культуры, языка, считая их неперспективными».

Это выступление во многом определило главное направление работы бурятского культурного центра. В день проведения конференции были приняты программно-уставные документы и избраны руководящие органы центра. Председателем был избран Виктор Харнахоев.

Первые шаги

Началась напряженная работа, итоги которой стали видны практически сразу. Так, были организованы курсы по подготовке абитуриентов для поступления в общеобразовательные учреждения. По направлению БКЦ выходцы из Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, выдержав экзамены, имели право поступать в вузы на внеконкурсной основе. При центре начал работать кружок бурятского языка и литературы. С 1991 года начала издаваться газета, символично названная Yyp («Рассвет»). Работа по распространению бурятского языка ведется и сейчас. В 2006 году у всех желающих появилась возможность посещать курсы, открытые в лингвистическом университете.

Таланты всех поколений

Большое внимание уделяет центр издательской деятельности. Практически сразу после создания руководство учреждения озаботилось публикацией книг. Стоит ли говорить, что это одна из самых затратных частей бюджета организации, но тем не менее деньги на издательскую деятельность находятся. Например, год назад событием в культурной жизни области стало издание книги Радная Шерхунаева «Под солнцем сибирским». Много сил было потрачено в центре на создание хореографических коллективов. В 1991 году при Иркутском областном училище культуры была создана бурятская студия. В конце девяностых под руководством Оксаны Шагдаровой был образован фольклорный ансамбль «Аянга». Сейчас коллективом руководит Баира Цыдыповна Аюрова, несколько лет назад появились молодежные ансамбли «Улаалзай» и «Ангара».

То, что сейчас кажется естественным, является результатом труда многих людей. Ведь главные национальные праздники — Сур-Харбан и Сагаалган — долгое время были практически забыты, на территории округа их праздновали лишь в некоторых населенных пунктах. Сейчас же бурятские праздники входят в культурное наследие Иркутской области, и правила их проведения были закреплены в законе «Об особом статусе округа», принятом в 2010 году.

Закон на нашей стороне

13 апреля 2006 года было подписано распоряжение губернатора Иркутской области о создании ОГУ «Центр развития и сохранения бурятского этноса». С января 2007 года центр стал подведомственным учреждением министерства культуры и архивов Иркутской области. В прошлом году была принята концепция сохранения и развития бурятского этноса Иркутской области на период до 2020 года. А значит, работа будет продолжена.

Виктория Шабалина. Фото автора


http://pressa.irk.ru/region/2010/50/001001.html
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Страница 7 из 10

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
soyol.ru - всё о культуре и искусстве Бурятии




Рейтинг@Mail.ru