| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
Bayrin ороошо
Зарегистрирован: Feb 20, 2009 Сообщения: 55
|
Добавлено: 20.02.09, 02:31 +0000 была ли социальная ненависть м/у бурят-монголами в нач. ХХв? |
|
|
В частях ЧОНа было немало бурят из бедняцких семей, о событиях 29-33 гг. прошлого века нельзя говорить как о событии чисто этнического характера. Социальная ненависть раздирала наш народ, так же как и русский, как и любой другой.
Ведь тот же "цвет" бурятской нации, который был уничтожен в 36-38 гг. и занимался массовыми репрессиями по отношению к сородичям. Я не оправдываю их, но если покопаться, у них на то тоже были причины.
Тема выделена в отдельную из темы "Памяти жертв репрессии бурятского народа". |
|
Вернуться к началу |
|
Тунген ороошо
Зарегистрирован: Jan 06, 2009 Сообщения: 88
|
Добавлено: 02.03.09, 15:32 +0000 |
|
|
Насчет «социальной ненависти» говорить сложно – марксистские штампы и схемы не под любое общество можно подогнать, тем более нет серьезных аналитических материалов. Статьи советского периода о «классовом антагонизме» в бурят-монгольском обществе, думаю, не стоит брать в расчет. Припомните, в предреволюционный период были какие-нибудь бунты бурятской «бедноты» против бурятских «богатеев»? Можно, наверное, говорить по поводу «подогревания» каких-нибудь негативных человеческих качеств в 20-30 годы, так и сейчас можно «разжечь» определенные настроения, всегда есть в чем-то успешные, энергичные люди, равно, как и неудачники, или просто ленивые люди. Хотя, думаю, буряты будут благоразумны.
По поводу ЧОНов желательны были бы конкретные факты и сопоставимые масштабы, как и по 30-м годам. Конечно, и среди бурят-монголов были ретивые и вполне «убежденные» комсомольцы и коммунисты, но были ли они кровожадными людьми?
Вообще, мне кажется, что если судить с таких позиций, то можно говорить, что в холокосте виноваты и евреи. Ведь внутри гетто существовала своя еврейская администрация и еврейские органы правопорядка, которых фашисты периодически вынуждали формировать колонны на уничтожение. Сравнение жесткое, но ситуация похожая.
И непонятен ваш тезис о том, что у ««цвета» бурятской нации» были причины проводить репрессии против своего народа. Если причиной была «социальная ненависть», то кого к кому? Учитывая, что первые бурят-монгольские большевики в большинстве своем выходцы из небедных семей, получившие образование, «чоновцев из бедняцких семей» среди них не было. Или вы очень глубоко «копаете»? |
|
Вернуться к началу |
|
Bayrin ороошо
Зарегистрирован: Feb 20, 2009 Сообщения: 55
|
Добавлено: 03.03.09, 01:34 +0000 |
|
|
"Марксистские штампы и схемы"? м.б. во время гражданской войны, что-то и было (логика войны так сказать), а в оценке (и в использовании) глубокого социального расслоения, приведшей к революции штампов или схем не проглядывается. Все достаточно объективно, ну и практикой подтверждено.
Я не профессиональный историк и если Вы меня лишаете ссылок на работы ученых по этой теме, я не смогу подобрать Вам прямые источники. На мой взгляд бурятское общество было очень структурированно и массового проявления недовольства не допустило бы. В тоже время знакомство с (в т.ч. литературным) творчеством "цвета" бурятской нации (хотя часть из них безусловно не была выходцом из бедноты) не оставляет сомнений, в какой степени испытывалось чувство ненависти к богачам и верхушке ламства. Зная некоторые современные черты бурятского нойонства я не сомневаюсь в правдивости написанного и изображенного.
Если говорить о массовости участия бурятов в боевых подразделениях красных то можно привести воспоминания бойцов Буркавдивизиона - наплыв народа был огромен (можно кстати почитать где-то в соседней ветке), да из нашей деревни там отслужило уйма народа, даже был один кавалер БКЗ, колхоз назвали именем Дылгырова... . Насчет "кровожадности" - познакомьтесь как-нибудь поближе с бурятскими операми :P , вряд ли их предки сильно от них отличались... .
Насчет гетто - ошибочное суждение - не было среди них (и не могло быть) идеологически близких к немецким нацистам людей, это был всего лишь способ спасти возможно большее кол-во людей (для одних) или спасти свою шкуру (для других). В нашем случае большиство красных бурятов были активными носителями и проводниками большевистской идеологии.
Насчет ненависти - у меня один дед воевал в гражданскую за красных, был командиром ЧОНа, а брат другого деда (дед умер от ран сразу после ВОВ, отца вырастил получается он) воевал за белых у Тапхаева, был с баргутской конницой, был пленен и этапирован из Шэнэхэна в ГУЛАГ. Несмотря на то что их дети поженились они до конца своей жизни ненавидели друг друга и между собой не общались. |
|
Вернуться к началу |
|
Тунген ороошо
Зарегистрирован: Jan 06, 2009 Сообщения: 88
|
Добавлено: 03.03.09, 03:34 +0000 |
|
|
Вы, наверное, согласитесь с тем, что мы, непрофессиональное большинство, имеем гражданское право прижать профессиональных бурятских историков к стенке и задать главный волнующий нас вопрос – было ли бурят-монгольское общество в 1917 году в «предреволюционном состоянии», существовало ли тогда у нас такое социальное напряжение, которое могло привести к глубоким катаклизмам?
Думаю, что надо четко разграничить период октябрьского переворота и гражданской войны, когда бурят-монгольское общество занимало в целом нейтральные позиции, с тем временем, после гражданской войны, когда оно попало под жесткий идеологический прессинг, «промывание мозгов» большевистко-советской государственной системы. (Вот ваши деды, «чоновец» и «тапхаевец», до 1917 года испытывали ли ненависть друг к другу на «классовой основе»?)
И давайте не будем путать ЧОНы с Буркавдивизионом. Если первые создавались в годы гражданской войны и были направлены против «внутреннего» врага – «бандитских» отрядов белых (последние ЧОНы расформированы в 1924 году), куда, по естественным причинам, не могло быть «массового наплыва» бурят, то второй создавался в конце 20-х годов, чтобы «противостоять внешней угрозе», куда и устремилась уже идеологизированная бурят-монгольская молодежь (и мой дед тоже).
Также расшифруем понятие «цвет» бурятской нации, что бы было понятнее и адреснее. Их не так много, почти всех знаем по именам (дай бог), как и «верхушку ламства» - А.Доржиев, Д.Итигэлов, С.Цыденов и т.д. Это для того, чтобы понять, в какой степени и к кому испытывалось «чувство ненависти».
По поводу гетто – где я сказал, что среди евреев были идеологически близкие к нацистам люди? Давайте без таких передергиваний, иначе весь разговор бессмысленен. |
|
Вернуться к началу |
|
v-endonov баймга ороошо
Зарегистрирован: May 12, 2004 Сообщения: 252 Откуда: Mirny |
Добавлено: 03.03.09, 10:25 +0000 |
|
|
Тунген писал(а): | Вы, наверное, согласитесь с тем, что мы, непрофессиональное большинство, имеем гражданское право прижать профессиональных бурятских историков к стенке и задать главный волнующий нас вопрос – было ли бурят-монгольское общество в 1917 году в «предреволюционном состоянии», существовало ли тогда у нас такое социальное напряжение, которое могло привести к глубоким катаклизмам?
Думаю, что надо четко разграничить период октябрьского переворота и гражданской войны, когда бурят-монгольское общество занимало в целом нейтральные позиции, с тем временем, после гражданской войны, когда оно попало под жесткий идеологический прессинг, «промывание мозгов» большевистко-советской государственной системы. (Вот ваши деды, «чоновец» и «тапхаевец», до 1917 года испытывали ли ненависть друг к другу на «классовой основе»?)
И давайте не будем путать ЧОНы с Буркавдивизионом. Если первые создавались в годы гражданской войны и были направлены против «внутреннего» врага – «бандитских» отрядов белых (последние ЧОНы расформированы в 1924 году), куда, по естественным причинам, не могло быть «массового наплыва» бурят, то второй создавался в конце 20-х годов, чтобы «противостоять внешней угрозе», куда и устремилась уже идеологизированная бурят-монгольская молодежь (и мой дед тоже).
Также расшифруем понятие «цвет» бурятской нации, что бы было понятнее и адреснее. Их не так много, почти всех знаем по именам (дай бог), как и «верхушку ламства» - А.Доржиев, Д.Итигэлов, С.Цыденов и т.д. Это для того, чтобы понять, в какой степени и к кому испытывалось «чувство ненависти».
По поводу гетто – где я сказал, что среди евреев были идеологически близкие к нацистам люди? Давайте без таких передергиваний, иначе весь разговор бессмысленен. |
Что греха таить, сам Хоца Намсараев был начальником отряда ЧОН в Тугнуйской долине. |
|
Вернуться к началу |
|
Тунген ороошо
Зарегистрирован: Jan 06, 2009 Сообщения: 88
|
Добавлено: 03.03.09, 12:42 +0000 |
|
|
Ему в Кижинге было некого ненавидеть. Поехал ненавидеть тугнуйских бурят и мухоршибирских семейских. Так следует понимать ваш комментарий? |
|
Вернуться к началу |
|
BayarGunzenbalay мүнхэ
Зарегистрирован: Aug 27, 2008 Сообщения: 2222 Откуда: Худан Хэжэнгын тала |
Добавлено: 03.03.09, 23:01 +0000 |
|
|
Что греха таить, сам Хоца Намсараев был начальником отряда ЧОН в Тугнуйской долине.[/quote]
А есть ли конкретика по поводу того, что Намсараев возглавлял ЧОН. |
|
Вернуться к началу |
|
Тунген ороошо
Зарегистрирован: Jan 06, 2009 Сообщения: 88
|
Добавлено: 03.03.09, 23:41 +0000 |
|
|
Надо понять место и роль ЧОНов, не демонизируя и приписывая им какую-нибудь особо выдающуюся роль:
«…Части особого назначения (ЧОН), военно-партийные отряды, создавались при заводских партячейках, райкомах, горкомах, укомах и губкомах партии на основании постановления ЦК РКП (б) от 17 апреля 1919 для оказания помощи органам Советской власти по борьбе с контрреволюцией, несения караульной службы у особо важных объектов и т.п.
…24 марта 1921 ЦК партии принял постановление на основании решения 10-го съезда РКП (б) о включении ЧОН в состав милиционных частей Красной Армии. Личный состав ЧОН разделялся на кадровый и милиционный (переменный)».
Вот этот переменный состав в среднем десятикратно превышал кадровый состав. Т.е., к примеру, при уездном комитете, могли быть два-три освобожденных сотрудника, к которым были приписан весь актив уезда, типа опорного пункта милиции, куда к участковым прикреплены дружинники. Правда, исходя из реалий времени, «дружинникам» выдавали огнестрельное оружие. В основном они занимались охраной самих себя, что вполне объяснимо. Конечно, в особых случаях они вместе с регулярными войсками, или даже самостоятельно участвовали в «боестолкновениях», «зачистках». Но многое было, как всегда, было мифологизировано за годы советской власти, поэтому в массовом сознании «чоновцы» до сих пор предстают чуть ли не былинными героями, эдаким «карающим мечом революции».
Извините за пространное отступление, но речь у нас все же не об этом, и даже не о «самом» Х.Намсараеве. И даже не о гражданской войне, где «социальный статус» не всегда был определяющим (А.Толстой, М.Шолохов и др. всесторонне «препарировали этот вопрос, думаю, что ничего нового мы здесь не скажем, формат не позволит).
У нас речь о бурят-монгольском обществе предреволюционного периода, оттуда идут все корни вопросов и проблем. Очень правильно, что модераторы выделили этот большой и важный вопрос в отдельную ветку. |
|
Вернуться к началу |
|
BayarGunzenbalay мүнхэ
Зарегистрирован: Aug 27, 2008 Сообщения: 2222 Откуда: Худан Хэжэнгын тала |
Добавлено: 03.03.09, 23:53 +0000 |
|
|
Просто по житейски интересно, почему Намсараеву приписывают эту роль. Неужто с подачи Хамбо ламы и иже с ними или как? Ведь ЧОН с чем то хорошим не всегда ассоциируется же ведь, они же своего рода каратели. |
|
Вернуться к началу |
|
Тунген ороошо
Зарегистрирован: Jan 06, 2009 Сообщения: 88
|
Добавлено: 04.03.09, 02:22 +0000 |
|
|
Два крайних взгляда на досоветскую жизнь бурят-монголов:
Обучаясь в советской школе, сложил впечатление, что настоящая жизнь бурят началась только в 1920-е годы. До этого полуголодная жизнь в батраках у жестоких и хитрых нойонов, сплошная безграмотность и дикость, толстые мракобесные ламы всячески обманывали и обкрадывали наивный народ.
«…Буряты — это полумонгольское племя, очень гостеприимное и ушедшее далеко вперед по сравнению с русскими крестьянами в отношении сельского хозяйства, домашнего быта, образования и т.д. Здесь, в 100 милях от железной дороги и в 2000 миль от ближайшего порта, можно было увидеть американскую сельскохозяйственную технику, пианино и добротные дома, построенные из пиленого леса, имеющие большинство удобств, обычных для австралийских ферм. Буряты были освобождены от воинской службы и жили в хорошо обустроенных поселениях по всей Сибири. Многие бурятские дети даже учились в основанных американцами колледжах приморских городов Китая. Они тепло встретили нас, и мы показали местным парням, как играть в регби. Вся работа в поселке прекратилась, как только был нанесен первый удар по мячу».
(«C БЕЛОЙ АРМИЕЙ В СИБИРИ». Лэтчфорд Е. У. (Капитан австралийской армии Лэтчфорд в 1918 году был направлен в Сибирь для несения службы при Британской военной миссии)).
(http://web.argo.net.au/andre). |
|
Вернуться к началу |
|
baret мүнхэ
Зарегистрирован: Sep 23, 2004 Сообщения: 3741
|
Добавлено: 04.03.09, 05:19 +0000 |
|
|
Тунген писал(а): | Два крайних взгляда на досоветскую жизнь бурят-монголов:
Обучаясь в советской школе, сложил впечатление, что настоящая жизнь бурят началась только в 1920-е годы. До этого полуголодная жизнь в батраках у жестоких и хитрых нойонов, сплошная безграмотность и дикость, толстые мракобесные ламы всячески обманывали и обкрадывали наивный народ.
«…Буряты — это полумонгольское племя, очень гостеприимное и ушедшее далеко вперед по сравнению с русскими крестьянами в отношении сельского хозяйства, домашнего быта, образования и т.д. Здесь, в 100 милях от железной дороги и в 2000 миль от ближайшего порта, можно было увидеть американскую сельскохозяйственную технику, пианино и добротные дома, построенные из пиленого леса, имеющие большинство удобств, обычных для австралийских ферм. Буряты были освобождены от воинской службы и жили в хорошо обустроенных поселениях по всей Сибири. Многие бурятские дети даже учились в основанных американцами колледжах приморских городов Китая. Они тепло встретили нас, и мы показали местным парням, как играть в регби. Вся работа в поселке прекратилась, как только был нанесен первый удар по мячу».
(«C БЕЛОЙ АРМИЕЙ В СИБИРИ». Лэтчфорд Е. У. (Капитан австралийской армии Лэтчфорд в 1918 году был направлен в Сибирь для несения службы при Британской военной миссии)).
(http://web.argo.net.au/andre). |
позабавила сноска то ли переводчика, то ли кого "Лэтчфорд явно преувеличивает достижения бурятов – В.К"
http://www.argo.net.au/andre/latchford.html предпоследний абзац |
|
Вернуться к началу |
|
BaljinoVV заримдаа ороошо
Зарегистрирован: Apr 22, 2005 Сообщения: 26
|
Добавлено: 04.03.09, 09:50 +0000 |
|
|
просто вот эти бурят-монголы все разные были. Напишешь про ненависть в каком-то селе, это не значит, что так везде было. Нации -то не было как таковой, все там по степным думам своим сидели и жили по разному. Кто побогаче, кто победнее, кто ближе к русским, кто подале от них, кто ближе к границе, кто далече от нее. И так далее |
|
Вернуться к началу |
|
Bayrin ороошо
Зарегистрирован: Feb 20, 2009 Сообщения: 55
|
Добавлено: 04.03.09, 10:29 +0000 |
|
|
Тунген писал(а): | и мухоршибирских семейских |
насколько я знаю эти то были оплотом красных, один из центров красного партизанского движения в Бурятии. ЧОНы ведь в первую очередь были отрядами самообороны и формировались только в "красных" регионах, а дальше их уже могли использовать как заблагорассудится... Видел фотографии руководителей красного партизанского движения Мухоршибири - сплошь русские лица ни одного бурята.
Мой дед был сиротой, батрачил с детства на своих родственников за еду. Когда подрос ушел на шахты или прииски в Дарасун. Таких как он, не желавших оставаться в безысходности (по его словам все агинская и ононская степь принадлежала всего нескольким богатым бурятским семьям или кланам, все остальные вне зависимости от достатка фактически были их батраками и ему при всем желании ничего не светило) в плену традиций и векового уклада были единицы. Но когда система была сломана масса народа пошла к красным. В конце концов у Тапхаева было всего 500 активных бойцов, основная часть народа его не поддержала. |
|
Вернуться к началу |
|
v-endonov баймга ороошо
Зарегистрирован: May 12, 2004 Сообщения: 252 Откуда: Mirny |
Добавлено: 04.03.09, 20:19 +0000 |
|
|
Bayrin писал(а): | Тунген писал(а): | и мухоршибирских семейских |
насколько я знаю эти то были оплотом красных, один из центров красного партизанского движения в Бурятии. ЧОНы ведь в первую очередь были отрядами самообороны и формировались только в "красных" регионах, а дальше их уже могли использовать как заблагорассудится... Видел фотографии руководителей красного партизанского движения Мухоршибири - сплошь русские лица ни одного бурята.
Мой дед был сиротой, батрачил с детства на своих родственников за еду. Когда подрос ушел на шахты или прииски в Дарасун. Таких как он, не желавших оставаться в безысходности (по его словам все агинская и ононская степь принадлежала всего нескольким богатым бурятским семьям или кланам, все остальные вне зависимости от достатка фактически были их батраками и ему при всем желании ничего не светило) в плену традиций и векового уклада были единицы. Но когда система была сломана масса народа пошла к красным. В конце концов у Тапхаева было всего 500 активных бойцов, основная часть народа его не поддержала. |
Есть такая книга "Борьба за власть советов в Бурятии", там списки всех "борцов", из восточных нашел только две фамилиии ЦыбикДоржи Будаев из Цолги (там памятник поставлен, но старые местные не любят его, осбым почетом не пользовался), Ранжуров с Кудари.. все остальные не буряты... |
|
Вернуться к началу |
|
v-endonov баймга ороошо
Зарегистрирован: May 12, 2004 Сообщения: 252 Откуда: Mirny |
Добавлено: 04.03.09, 20:36 +0000 |
|
|
Тунген писал(а): | Ему в Кижинге было некого ненавидеть. Поехал ненавидеть тугнуйских бурят и мухоршибирских семейских. Так следует понимать ваш комментарий? |
Почему у нас всегда принято искать каку-ту подковырку? Просто факт. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|