| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
misgen баймга ороошо
Зарегистрирован: Jul 15, 2008 Сообщения: 202
|
Добавлено: 06.03.09, 18:54 +0000 |
|
|
Из собственного жизненного опыта: родилась очень давно в Улан-Удэ. Бабушка со стороны отца тоже давно проживала в Улан-Удэ, но родилась в хорошей, богатой семье в Усть-Орде, после революции семья была раскулачена и она подростком была отправлена на произвол судьбы в никуда; в то, в советское время, мне мало что расказывали родственники, что со стороны мамы, что со стороны отца. Спрашивала у бабушки, почему у нее один из пальцев на руке искривлен в фаланге, как будто сломан. Она ответила, что кто-то из ее сверстников, бедняков толкнул ее и она упала и сломала палец.
Я спросила, когда это произошло. Она ответила, что тогда, когда настало ИХ время. Однажды, будучи ребенком, недалеко от остановки трамвая, возвращаясь из школы в центре Улан-Удэ , увидела полуслепую бедно одетую старушку, которая обратилась ко мне на бурятском языке. К стыду своему, но вида не подавая, что, я практически не говорю на родном языке, объяснилась с ней и поняла, что она из той местности, откуда моя бабушка. И будучи ребенком добрым и воспитанным, пригласила ее в гости и привела ее в наш дом. Эта старушка оказалась как раз из тех, кто радовались унижениям семьи и смерти в тюрьме бабушкиных родителей "врагов народа" и сломали ей палец от радости. Эта старушка была принята в нашей семье , накормлена и обогрета и жила в нашей квартире достаточно долго, хотя без особой теплоты и восторга со стороны моей бабушки(это я теперь понимаю). А в то время она была как обычный гость в семье.
А теперь по поводу ненависти:
Со стороны имущих, конечно, ее не было. Малоимущие, бедняки, наверное, испытывали чувство неприязни. Радость, которую испытывали даже дети этих бедняков, когда почувствовали, что пришел конец их более успешным сородичам.
Уж не говоря о том, что произошло с родственниками со стороны мамы. Хотя ненависти классовой, наверное, не было . Была просто зависть и торжество, когда всех уравняли.
Наемными работниками в обеих семьях всегда были русские батраки, которые всегда, по словам, родителей , хорошо содержались и ни в чем не ущемлялись. |
|
Вернуться к началу |
|
dGalsan тэнгэри
Зарегистрирован: Feb 12, 2004 Сообщения: 10453 Откуда: mw |
Добавлено: 06.03.09, 20:28 +0000 |
|
|
misgen писал(а): | Из собственного жизненного опыта: родилась очень давно в Улан-Удэ. Бабушка со стороны отца тоже давно проживала в Улан-Удэ, но родилась в хорошей, богатой семье в Усть-Орде, после революции семья была раскулачена и она подростком была отправлена на произвол судьбы в никуда; в то, в советское время, мне мало что расказывали родственники, что со стороны мамы, что со стороны отца. Спрашивала у бабушки, почему у нее один из пальцев на руке искривлен в фаланге, как будто сломан. Она ответила, что кто-то из ее сверстников, бедняков толкнул ее и она упала и сломала палец.
Я спросила, когда это произошло. Она ответила, что тогда, когда настало ИХ время. Однажды, будучи ребенком, недалеко от остановки трамвая, возвращаясь из школы в центре Улан-Удэ , увидела полуслепую бедно одетую старушку, которая обратилась ко мне на бурятском языке. К стыду своему, но вида не подавая, что, я практически не говорю на родном языке, объяснилась с ней и поняла, что она из той местности, откуда моя бабушка. И будучи ребенком добрым и воспитанным, пригласила ее в гости и привела ее в наш дом. Эта старушка оказалась как раз из тех, кто радовались унижениям семьи и смерти в тюрьме бабушкиных родителей "врагов народа" и сломали ей палец от радости. Эта старушка была принята в нашей семье , накормлена и обогрета и жила в нашей квартире достаточно долго, хотя без особой теплоты и восторга со стороны моей бабушки(это я теперь понимаю). А в то время она была как обычный гость в семье.
А теперь по поводу ненависти:
Со стороны имущих, конечно, ее не было. Малоимущие, бедняки, наверное, испытывали чувство неприязни. Радость, которую испытывали даже дети этих бедняков, когда почувствовали, что пришел конец их более успешным сородичам.
Уж не говоря о том, что произошло с родственниками со стороны мамы. Хотя ненависти классовой, наверное, не было . Была просто зависть и торжество, когда всех уравняли.
|
по идее, можно было бы сделать вывод, насколько правильные действия были в почете у бурят, придерживавшихся традиций - мало того, что женщина (бабушка) была раскулачена и побита своей соседкой, так у нее хватило выдержки не то что накормить эту издевавшейся над ней женщину, но и дать ей кров. это в очередной раз говорит о высшей добродетели, так почитавшейся в традиционном бурят-монгольском обществе. если так бабушка относилась к своим врагам, могу предположить, насколько отчаянно щедра она относилась (относится) к своей родове, и скорее всего, у нее, равно как и у большинства бурят, сохранивших уважение к своим традициям, и в голову не могло бы придти относиться неуважительно и оскорбительно в адрес своих более бедных родственников. в конце концов, иначе это было бы просто глупостью.
но вот по поводу ненависти - не знаю, конечно, как было на самом деле, но что-то мне подсказывает, что собственно сильно нищих то cкорее всего и не было. скорее, капиталы распределялись ориентировочно старшинства, и "батрачили" (точнее, подрабатывали) в основном молодые и неженатые люди (студенты в макдональдсах и сейчас подрабатывают...). да и вообще, кто в степи может считать себя хуже других? знаменитая бурятская упрямость, имхо, как раз прямое психологическое следствие того вольного демократического образа жизни, когда классовый раздел общества был просто неуместен как описание или характеристика устройства кочевого общества. но это, конечно, просто мысли вслух. |
|
Вернуться к началу |
|
Bayrin ороошо
Зарегистрирован: Feb 20, 2009 Сообщения: 55
|
Добавлено: 06.03.09, 23:18 +0000 |
|
|
Тут свое веское слово могли бы сказать шэнэхэнские буряты, уж они то хорошо помнят как их изгоняли сородичи. Старший брат деда по отцу Баабр-ахай (нагаса- у нас родова по матери) в начале 30-х проводил диверсионные операции на территории Читинской области. Он в силу своих возможностей убивал коммунистов, комсомольцев, бедняцкий актив - говорил, что в основном русских - по берегу Аргуни и Шилки - там были сплошь красные казаки . Границы тогда как таковой не было и можно было спокойно перемешаться туда-сюда. Началась коллективизация. Не все богатые буряты выводили людей и имущество одновременно, как описано в рассказе. Некоторые бежали налегке, выодили только людей, а потом возвращались за скарбом и скотом. Его попросил друг, а он не хотел, т.к. в агинских степях его знала каждая собака, но не смог отказать. Чутье не обмануло и они столкнулись с бурятскими чоновцами (ну это видимо по старой памяти, в годы коллективизации в связи с обострением классовой борьбы видимо реанимировали эту практику) и мой нагаса-аба его опознал. |
|
Вернуться к началу |
|
Тунген ороошо
Зарегистрирован: Jan 06, 2009 Сообщения: 88
|
Добавлено: 07.03.09, 13:01 +0000 |
|
|
Bayrin писал(а): | Тут свое веское слово могли бы сказать шэнэхэнские буряты, уж они то хорошо помнят как их изгоняли сородичи. Старший брат деда по отцу Баабр-ахай (нагаса- у нас родова по матери) в начале 30-х проводил диверсионные операции на территории Читинской области. Он в силу своих возможностей убивал коммунистов, комсомольцев, бедняцкий актив. |
Причиной переезда первых групп бурят-монголов в Баргу (Шэнэхэн) в 1917 году были не внутренние конфликты бурят-монголов, "изгнание", а (согласно исследованиям Бороноевой) экономические - из-за увеличения численности населения, стало не хватать пастбищных земель, в то время как рядом, в Барге, были опустевшие угодия (в1910-х от эпидемии вымерли кочевья олетов). Повлияло и наступившее в России смутное время (влияло и то, что в начале ХХ века усилилась колониальная политика Империи - ограничение прав, изъятие земель и т.д.). Особый всплеск эмиграции был после прихода Красной Армии, когда красноармейцы стали творить насилия над мирными бурят-монголами и грабить всех поголовно. И надо заметить, что уходили не только богатые, но и малосостоятельные (как например семья будущего профессора Албажина, батрачившая на русского богача). Опять же причина не в "социальной ненависти" между бурят-монголами. Следующая волна была уже в период коллективизации и раскулачивания. Но здесь уже вовсю работала советская пропагандисткая машина, раздувавшая "классовую борьбу". Государственный террор Советской власти, который в мирное время стал буквально уничтожать свое сельское население (реквизиции, аресты, массовые ссылки семьями, иногда на верную смерть и т.д.). К этому времени относятся и терракты по отношению к российским эмигрантам, тот же страшный "Трехреченский погром" за Аргунью. Все это вызвало, как известно, сопротивление, даже бунты и восстания. И то что брат вашего деда проводил диверсии, убивал коммунистов в начале 30-х годов, в этом ничего удивительного нет - довели народ. И еще раз повторюсь - надо различать время до конца гражданской войны, когда бурят-монголы были в целом нейтральны, и время советского периода, особенно в конце 20-х - начале 30-х годов, когда наш народ искусственно втянули в якобы "классовую борьбу". |
|
Вернуться к началу |
|
byir муухай
Зарегистрирован: Jul 12, 2008 Сообщения: 2068
|
Добавлено: 07.03.09, 17:12 +0000 |
|
|
Можно вспомнить восстания 30х годов. Знаменитое восстание мухоршибирское, сейчас эти села относятся как раз к Бичурскому району. Если в семейских селах происходили настоящие бои между партактивом и восставшими, в бурятских каким то странным образом и те и другие входили в пустые улусы. Чинили издевательства над противниками крестники, потомки переселенцев с одной стороны и пограничный отряд из Кяхты с другой стороны.
ГПушники-буряты предупреждали своих односельчан об нависшей угрозе ареста...а восставшие с боем отбивали своих коммунистов у семейских, спасая их от ликвидации.
Поспрашайте стариков, хотя мало кто остался из репрессированных, сгинули многие на Беломорканале и Красноярской тайге...вернувшихся через десять лет, вновь арестовывали и отправляли уже на Колыму.... |
|
Вернуться к началу |
|
Bayrin ороошо
Зарегистрирован: Feb 20, 2009 Сообщения: 55
|
Добавлено: 08.03.09, 09:22 +0000 |
|
|
Честно говоря от шэнэхэнских слышал немного другую версию - основную роль сыграл Богданов, он якобы смог подписать с китайским правительством длительный договор о аренде земель (уже после революции) , на которых впоследствии жили буряты. Китайцы, несмотря на многочисленные смены власти. уважали этот договор. Недавно срок аренды якобы закончился и уже стали проявляться некоторые претензии, в основном со стороны соседних монгольских племен. |
|
Вернуться к началу |
|
Тунген ороошо
Зарегистрирован: Jan 06, 2009 Сообщения: 88
|
Добавлено: 08.03.09, 09:59 +0000 |
|
|
Да, конечно, в 1917 году Михаил Николаевич вместе с Базарайн Намдыком заключили договор с амбанем Хулун-Буира об отводе бурятам земель по долинам Шэнэхэн-гол, Эмин-гол и Хулгайта-гол. Это известный факт. Правда, не знаю в каком месяце это было. В 1921 году губернатор в Харбине окончательно утвердил этот договор. К весне 1922 года в Шэнэхэне было уже 160 семей - свыше 700 человек. Более-менее свободная эмиграция продолжалась до 1927 года. Потом советские пограничники перекрыли границу, открывали огонь по беженцам, догоняли и убивали даже на сопредельной территории. А насчет аренды не знаю, надо бы у Бороноевой поинтересоваться... |
|
Вернуться к началу |
|
Туяна эрдэмтэн
Зарегистрирован: Apr 12, 2004 Сообщения: 1629
|
Добавлено: 13.03.09, 03:26 +0000 |
|
|
BayarGunzenbalay писал(а): |
Что греха таить, сам Хоца Намсараев был начальником отряда ЧОН в Тугнуйской долине. |
А есть ли конкретика по поводу того, что Намсараев возглавлял ЧОН.[/quote]
Это черным по-белому написано в биографии самого Намсараева. Причем за год до этого, он выпустил антирелигиозные книжки, будучи сам недавно хувараком.
Я тоже всегда была под влиянием шаблона, что он основоположник бурятской литературы - классик и прочее. Хотя многие литературоведы признают его бесспорный богатый художественный язык, но отрицают шедевральность произведений. Почти все его рассказы о батраках и их тяжелой доле. То бишь, актуальные на тот момент. _________________ Мнение не бывает истинным, или ложным, а лишь полезным или бесполезным ( Шри Ауробиндо) |
|
Вернуться к началу |
|
Туяна эрдэмтэн
Зарегистрирован: Apr 12, 2004 Сообщения: 1629
|
Добавлено: 13.03.09, 03:34 +0000 |
|
|
Отрицать социальное расслоение среди бурят вряд ли стоит. Может оно было выражено не так сильно, как у русских.
Но откуда тогда поговорки типа, с собакой поругаешься - подол потеряешь, с нойоном - голову.
Откуда ужасающие обычаи покупать жену для малолетнего сына - узаконенное пожизненное рабство? Об этом мне даже бабушка рассказывала - родившаяся в 24 году.
И признаемся, что немало и поговорок высмеивающих лам и шаманов. Но это отдельная тема.
Богатство и власть портят любого человека, независимо от национальности. И еще одна интернациональная аксиома - раб, дорвавшийся до власти еще хуже своих хозяев. Поэтому не стоит удивляться, что во время революции к власти пришли вчерашние бедняки и начали вымещать свои комплексы на более удачливых сородичах. _________________ Мнение не бывает истинным, или ложным, а лишь полезным или бесполезным ( Шри Ауробиндо) |
|
Вернуться к началу |
|
BayarGunzenbalay мүнхэ
Зарегистрирован: Aug 27, 2008 Сообщения: 2222 Откуда: Худан Хэжэнгын тала |
Добавлено: 13.03.09, 03:55 +0000 |
|
|
Намсараева принято позиционировать больше как основоположника бурятской- советской литературы. Насчет шедевральности воздержимся, просто он оказался по ту сторону баррикады. А это уже не то, т.е. можно сказать, что он не был писателем в чистом виде, а больше бытописец или публицист, с невероятно богатым языком. Выносить наверное в отдельную ветку тему, кто есмъ писатель не будем? :wink:
Насчет "узаконенного рабства" эта процедура делалась для улучшения или сохранения генофонда. Глядя сегодня как множатся "алкаши" поневоле задумаешься об этом. |
|
Вернуться к началу |
|
Туяна эрдэмтэн
Зарегистрирован: Apr 12, 2004 Сообщения: 1629
|
Добавлено: 13.03.09, 04:25 +0000 |
|
|
BayarGunzenbalay писал(а): | Намсараева принято позиционировать больше как основоположника бурятской- советской литературы. Насчет шедевральности воздержимся, просто он оказался по ту сторону баррикады. А это уже не то, т.е. можно сказать, что он не был писателем в чистом виде, а больше бытописец или публицист, с невероятно богатым языком. Выносить наверное в отдельную ветку тему, кто есмъ писатель не будем? :wink:
Насчет "узаконенного рабства" эта процедура делалась для улучшения или сохранения генофонда. Глядя сегодня как множатся "алкаши" поневоле задумаешься об этом. |
Не будем разбирать - кто истинный писатель, а кто нет. Вот только будет ли интересно даже нашим детям читать о батраке Цыремпиле в изображении Намсараева.
Вы что под узаконенным рабством имеете в виду? Улучшение генофонда было целью самого брака и его традиций - брать невесту подальше от родных мест, не допускать кровосмешения, смотреть на семейные хвори и прочее.
То о чем я писала никакого отношения к генофонду не имеет.
По рассказам старожилов жениться у бурят было дорогим делом. Счастливыми считались, как ни странно, семьи, где много девушек на выданье. Калым был ого-ого, даже по нынешним понятиям. Вот и крали девушек те, кто не мог накопить на калым. А богатые делали проще. Едва рождался мальчик, формально женили его на девушке из небогатой семьи. Какой богач отдаст дочь в формальный брак? О каком генофонде может идти речь, если муж в колыбельке качается? И участь этих женщин была хуже чем у батраков. Те могли хотя бы поссориться и уйти от хозяев. А такая формальная жена была обречена на пожизненное рабство сначала у родителей мужа, потом у мужа. Ибо, подросший муж брал себе вторую молодую жену. _________________ Мнение не бывает истинным, или ложным, а лишь полезным или бесполезным ( Шри Ауробиндо) |
|
Вернуться к началу |
|
byir муухай
Зарегистрирован: Jul 12, 2008 Сообщения: 2068
|
Добавлено: 13.03.09, 10:34 +0000 |
|
|
С точки зрения феминизма, неравенство было - это бесспорно. Мужской шовинизм процветал)))
Но речь идет об имущественном неравенстве, тут уже есть повод усомниться в советских источниках, в исследованиях Асалханова мы ясно видим, что буряты, с точки зрения крестьян Центральной России делились на богатых и очень богатых... на одного человека, если мне не изменяет память, по переписи конце девятнадцатого века приходилось больше десяти голов скота трех видов, подчеркну: по десять голов каждого вида! Сколько на семью приходилось сосчитать не трудно...
семьи считавшие отары загоняя их в лощину, встречались не редко...
По рассказам моих стариков в батраках были в основном русские, бывшие заключенные, пропившие или проигравшиеся в карты, словом - потенциальные революционеры. |
|
Вернуться к началу |
|
v-endonov баймга ороошо
Зарегистрирован: May 12, 2004 Сообщения: 252 Откуда: Mirny |
Добавлено: 13.03.09, 21:23 +0000 |
|
|
Туяна писал(а): |
Богатство и власть портят любого человека, независимо от национальности. И еще одна интернациональная аксиома - раб, дорвавшийся до власти еще хуже своих хозяев. Поэтому не стоит удивляться, что во время революции к власти пришли вчерашние бедняки и начали вымещать свои комплексы на более удачливых сородичах. |
Согласен.
Прав Вольтер, когда писал, если чернь начинает рассуждать, все пропало.. |
|
Вернуться к началу |
|
BayarGunzenbalay мүнхэ
Зарегистрирован: Aug 27, 2008 Сообщения: 2222 Откуда: Худан Хэжэнгын тала |
Добавлено: 14.03.09, 00:29 +0000 |
|
|
Не будем разбирать - кто истинный писатель, а кто нет. Вот только будет ли интересно даже нашим детям читать о батраке Цыремпиле в изображении Намсараева.
Вы что под узаконенным рабством имеете в виду? Улучшение генофонда было целью самого брака и его традиций - брать невесту подальше от родных мест, не допускать кровосмешения, смотреть на семейные хвори и прочее.
То о чем я писала никакого отношения к генофонду не имеет.
По рассказам старожилов жениться у бурят было дорогим делом. Счастливыми считались, как ни странно, семьи, где много девушек на выданье. Калым был ого-ого, даже по нынешним понятиям. Вот и крали девушек те, кто не мог накопить на калым. А богатые делали проще. Едва рождался мальчик, формально женили его на девушке из небогатой семьи. Какой богач отдаст дочь в формальный брак? О каком генофонде может идти речь, если муж в колыбельке качается? И участь этих женщин была хуже чем у батраков. Те могли хотя бы поссориться и уйти от хозяев. А такая формальная жена была обречена на пожизненное рабство сначала у родителей мужа, потом у мужа. Ибо, подросший муж брал себе вторую молодую жену.[/quote]
Может и будет интересно, к примеру недавно слышал из достоверных источников, что управляющий ОАО "Россельхозбанк" Зоригто Гатапов перечитывает Тумунова, Намсараева и т.д. Значит можно что то почерпнуть у наших классиков, кроме жизни революционера- батрака Цыремпила там куча этнографического материала, достаточно емко, правдоподобно выписаны характеры, нравы и психологические портреты и т.д.
Ну насчет женитьбы и сватовства вам виднее, но у многих девушек вернее у их семейств это наверное и был единственный по жизни счастливый лотерейный билет. И потому очень много раз эта тема служит источником вдохновения для разного рода творцов искусства. |
|
Вернуться к началу |
|
Тунген ороошо
Зарегистрирован: Jan 06, 2009 Сообщения: 88
|
Добавлено: 14.03.09, 07:33 +0000 |
|
|
byir писал(а): | С точки зрения феминизма, неравенство было - это бесспорно. Мужской шовинизм процветал)))
Но речь идет об имущественном неравенстве, тут уже есть повод усомниться в советских источниках, в исследованиях Асалханова мы ясно видим, что буряты, с точки зрения крестьян Центральной России делились на богатых и очень богатых... на одного человека, если мне не изменяет память, по переписи конце девятнадцатого века приходилось больше десяти голов скота трех видов, подчеркну: по десять голов каждого вида! Сколько на семью приходилось сосчитать не трудно...
семьи считавшие отары загоняя их в лощину, встречались не редко... |
1. В патриархальном монгольском (в т.ч. бурят-монгольском) обществе женщины не были так уж бесправны и забиты, как принято считать, - вспомним, что даже Чингисхана первоначально избирало ханом (пусть даже согласно формальной процедуре) собрание уважаемых пожилых женщин, матерей, а потом уже "выносили свое решение на утверждение" общего собрания мужчин. :) А Хамбо Итигэлов как-то в своем публичном выступлении (до революции) ругал буряток за чрезмерное увлечение шелковыми нарядами в ущерб бытовых вопросов. Что-то не похоже на "пожизненное рабство". :)
2. Даже после всех грабежей гражданской войны и последовавшей затем разрухи, согласно сельхозпереписи в 1928 году (перед "колхозным беспределом") Бурят-Монголия занимала первое место в СССР по числу скота на душу населения. Читал в книге бурятских ученых, что до революции в Закамне, к примеру, считался богатым человек, кто помимо другой живности, имел сотню лошадей, в то время как в Аге для этого нужно было иметь уже тысячу лошадей.
И на забайкальских крестьянских съездах не раз ставили вопрос, вот, дескать, в Центр. России отбирают и делят имущество помещиков, так и здесь надо так же поступать с бурятами, т.к. они "богатые". |
|
Вернуться к началу |
|
|
|