| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 17.10.04, 13:08 +0000 |
|
|
Сонгоол, круто! Интереснейшую вещь вы мне прислали. Уже изучаю.
А насчет Хумун-хан я тоже где-то слышал, что у сонголов это была почитаемая гора. Только не помню ее расположение. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 20.10.04, 16:28 +0000 |
|
|
Насчет уничтожения казачьего отряда Семена Скорохода в Баргузине, пожалуй, ученые да и я сам поторопились счесть это делом рук тунгусов. Внимательно посмотрел документы, там говорится, что Семен пал от руки Архича-батура, в другой грамоте речь идет о батуре по имени Хортица. У эвенков не было титула батур. Их военные вожди назывались сонинги, иничоны или куривоны, в редких случаях - гатакта. А Архича на самом деле монгольское юморное прозвище - "гуляка, пьяница". Хортица, видимо, искаженное русскими имя, может быть, просто указание на этническую группу - хори. Под Братском кочевали хоринцы рода шараит, их князя русские так и звали Хори, т.е. не по имени, а по этнониму.
Так что возникает мысль а тот бой у берега Байкала, в котором Бабжа Барас с нукерами разбили русских и забрали их ружья, не был ли разгромом Скорохода? Тем более, что позже руские установили тот факт, что часть доспехов побитых в Баргузине казаков оказалась в Качуге, где в то время хоринцы рядом с эхиритами проживали. А вот ружей баргузинской экспедиции русские не нашли.
Последний раз редактировалось: Unkas (21.10.04, 05:00 +0000), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 21.10.04, 04:55 +0000 |
|
|
gora humun han nahoditsa u murochinskogo datsana. |
|
Вернуться к началу |
|
sanj мүнхэ
Зарегистрирован: Jul 17, 2003 Сообщения: 2264
|
Добавлено: 24.10.04, 08:37 +0000 |
|
|
насчет с:ан эр. у нас эр не употребляется (если употр. то по отношению к животным) когда говорят мужчина говорят залу.
есть такая поговорка хороший мужчина себя в обиду не дает. т.е. хороший мужчина - с:ан залу.
начет всяких военизированных образоваий не знаю. но наверняка ведь были. могу сказать про баранту. читал, что барантой назывался товар. скот и вообще имущество, взятое или отбитое в ответ на что то. например угнали казхи табун, им пишут письмо. типа ну ка назад давайте, если нет. заберем барантой. ну что то вроде того.
это слово даже в русском языке у казаков прижилось, потому как они тоже в этих отношениях участвовали. |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 26.10.04, 06:15 +0000 |
|
|
Цуутай шилийн сайн эрийн тухай тvvхэн кино дэлхийн киноны зах зээл дээр єрсєлдєх нь
Унгар улсын монголч эрдэмтэн, судлаач Ш.Иштван: Хvмvvст тусалж, амьжиргааг нь залгуулж байдаг шилийн сайн эрс одоо ч байна
--------------------------------------------------------------------------------
Нэгэн цагт дэлхийн талыг эзэлж явсан Чингис хаан монгол тєдийгvй дэлхийн хэмжээний судалгааны бvтээл болж олон тооны эрдэмтэн судлаачдыг ажилтай байлгадаг гэхэд хилсдэхгvй. Гэвч сvvлийн vед гадны эрдэмтэн судлаачид цуутай шилийн сайн эрсийг судлах болсон аж. |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 26.10.04, 06:18 +0000 |
|
|
eto v gazate seruuleg opublikovano.
no k sojaleniyu ne imeyu dostup k mongolmedia i ne smog v polnom tekste postavit'. no postarayus.
i tam yest odin foto sovremennogo sain era |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 26.10.04, 06:19 +0000 |
|
|
eto v gazate seruuleg opublikovano.
no k sojaleniyu ne imeyu dostup k mongolmedia i ne smog v polnom tekste postavit'. no postarayus.
i tam yest odin foto sovremennogo sain era _________________ миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 27.10.04, 09:53 +0000 |
|
|
А вот у нас почему-то совсем ничего не пишут о сайнэрах.
Вообще стесняются этой темы. Хоть бы с монгольского что-то перевести что-ли, да у нас опубликовать.
Кстати, недавно услышал, что роман Батожабая "Похищенное счастье" о сайнэрах сначала в 1966 году в Монголии вышел и только через год в Бурятии. Любопытно, почему так.
"Прозрачный Тамир" я в русском переводе читал лет 15 назад, помню мне тогда так было жалко, что все сайнэры погибли. И особенно этого мальчика романтического Хонгора было жаль.
Я еще помню удивлялся, как монгольский писатель в те годы не побоялся сделать такой романтический образ из сына кулака.
У нас в Бурятии такие номера не проходили никак. Шаг один невверный и все, вешали ярлык панмонголиста и сажали, или карьеру гробили на всю жизнь. |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 28.10.04, 07:23 +0000 |
|
|
Интервью с венгерским монголоведом Ш.Иштваном. Газета “Сэруулэг” (Будильник) 2004 № 27 стр.5
-Когда же вы начали изучать историю сайнэров? По моему никто раньше эту тему особенно не исследовал.
-Я начал интересоваться этой темой еще тогда когда я учился в Будапештском университете. Как то слышал об одном сайнэре “Торой банди”. К тому же у нас в венгерском языке есть около 300 монгольских слов. Поэтому меня интересовало все что относящие к монголам. Потом в университете специально выучил монгольскую грамоту. С помощью этого я имел возможность изучать песни о Торой банди на монгольском. Реальные истории о монгольских сайнэров, которые мчатся на своих верных аргамаков в непросторных монгольских степях, так захватывало меня. В конечности я оказался в Монголии в Дариганга впервые в 1999 году. Две мои друзья делали памятник Торой банди в Дариганга. И я очень горд за это. Два года назад мои друзья сочинили киносценарию “Ветер Шилийн Богда” и мы собираемся снять фильм. Думаю фильм будет хорошим потому что мы основывались на реальных исследованиях. Мы рассчитываем на мировой рынок.
-Вы действительно рассчитывайте что исторический фильм о монгольских сайнэров будет иметь успех в мировом уровне?
-Конечно. Одни только материалы про сайнэров не уступают теме истории монгольской империи. Не один же Торой банди был в Монголии. Хангай Базар, который изображен в романе “Земля” Д.Маама, Хурзэ “Лопатка” Чогсом, Хурэн “Смуглый” Жамбал, Хухэ “Синий” Хангал, братья урта “Длинный” Чалаа, богино “Короткий” Чалаа, Мундун Осор и еще многие. Можно назвать еще много имен по поколениям. Эти люди только уроженцы Сухбаатар аймака. Есть у меня такой исторический факт что в земле кочевья Зая пандиты (нынешний Архангайский аймак) в центре Монголии собрались около 250 сайнэров и присуждали Торой банди высшую премию “зангиа” (что-то вроде галстука) пятый раз. Поручил это ему сам Зая пандита гэгэн. Жив был еще один сайнэр по имени Ундээтовуу в 90-х годах. С косой, как у дореволюционных монголов, высокий такой красивый мужик. Тамошние араты до сех пор вспоминают что китайцы до недавнего времени еще требовали из монгольской стороны высокого человека с косой. Умер он в степи один сидя на корточках как настоящий сайнэр. И сегодня эта традиция не прервана. Нынешние сайнэры тоже помогают своим землякам. Монголы говорят “Явсан нохой яс зууна”-Собака которая бежит, найдет косточку. И в ходе своих ислледованиях я приобрел несколько друзей из сайнэров. Я рад и горд своим друзьям.
-В 21-м веке еще остались сайнэры? Пожалуйста подробнее расскажите о своих друзей-сайнэров.
-Был Хурэлсух из Дариганги скончался в прошлом году. Дугарлхам из Дариганги мужик как черный ремень (монг. “эр хар сур шиг”) ныне ему 41. Люди спрашивают меня что делают в такое время сайнэры? Они на коне потому что есть причина. За одну ночь бури переходят границу много скот, а китайцам высланные бумажки не вернут им скот. Такие случаи повторялись много раз. И тогда взялись за дело они. Ночью переходив границу незаметно перегоняют свои скота по знакам (тамгам). За это им благодарны их земляки и уважают. Они сказали мне иногда они просят пограничников не стрелять им в спину когда за кардон едут “Лучше умереть от китайских пуль чем от своих. Мы же едем за своих”
Седой Лхам из Дариганги сидел 1 год из 9 лет которые ему дали за незаконный переход границы и грабеж. За таких людей поступают земляки просят амнистировать и везут им продукты питании в тюрьму. Но вышел он из тюрьмы с неизлечимым туберкулезом. Лёгкие у него почти... Даже в таком положении он по прежнему на коне чтобы умереть как сайнэр в степи*. Вот такие мужики помогают жить простому народу. Дугарлхам говорит : “Если я попаду в руки китайцам я покончу с собой. За кардоном сидеть мне 20 лет, а на нашей стороне “гулять” мне 20 лет. Если я попадусь китайцам не выберусь живым. Я умру с достоинством, заколов себя” Он всегда имеет при себя этот нож. Они верят если они будут применять старые веща древних сайнэров, будут им сопутствовать удача и душа прежних хозяинов будет их охранять. Например “седой” Лхам из Дариганги верит что никакая пуля его не возьмет когда амулет-сахюусан Хангай Базара с ним. Не могу не гордиться мужчиной который будучи уверенным своей мысли вылазает под пулями пограничников. Монголы должны гордиться своей историей которая вызывает гордость.
-Как проживают потомки тех сайнэров, которые стали историческими легендарностями? Наверняка вы имели встречи с такими людьми?
-Конечно. Сын “Хангай” Базара, Санзай Рагчаа и дочь Гунсмаа. Некоторые плачут когда об их отцах говорят как они помогали людям. После многих лет укрывательств своих происхождении эти люди только теперь могут гордиться своими отцами. Сайнэры же помогая другим не оставили детям никаких богатств ни мезенца золота. Дети и потомки сайнэров проживали как другие простые араты ничем не отличаясь от них. В глазах у них были радостные искры когда я им говорил о своем намерении снять фильм про их отцах. Мой кино будет иметь обязательно успех в мировом рынке. Доход будет больше чем расходование. Не только фильм про Чингисхана должен иметь большие доходы и по теме сайнэров тоже можно снять хороший фильм и иметь наличный успех. Если финансирование найдется мы готовы хоть седня приступить к работе. Ищем спонсоров и конечно потребуется много сил.
-Я слышал что скоро вы собираетесь защитить докторскую по теме “История сайнэрства”. Вы уверены в своем успехе?
-Моя научная работа удалась. Я исследовал все это с горячей точки жизни. Несколько раз меня арестовывали меня монгольские пограничники приняв меня за иностранным шпионом. Я увидел как монгольский солдат прицелевается в спину сайнэров, которые едут за людей, по требованию службы. Все это жизнь. Свой научный труд писал я на таких фактах.
-Спасибо за интервью.
*Вспомнился одна фраза “Сайн эр босоогоороо ухдэг юм.”
И еще говорят “Эрийн сайн хээриин хоймор ясаа хаядаг, эриин муу гэриин хоймор ясаа хаядаг.”
Перевел songool. _________________ миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com |
|
Вернуться к началу |
|
AltaiHangai1 ахамад
Зарегистрирован: Jul 28, 2003 Сообщения: 714
|
Добавлено: 28.10.04, 14:15 +0000 |
|
|
Nu uj, ne znau, nikogda ob osobennyh podvigah sovremennyh gonschikov skota ne slyhal kak to. Nadeus chto Ishtvan govoril pravdu. A to lyuboi skotokrad mojet nazvatsa sain er v nashe vremya. I to chto sain ers byli vse iz Suhbaatar aimaka eto peretyanuto za ushi.
No vse taki raz imeet mesto uhod skota v Kitai tamoshnie konechno sloja ruki sidet' ne budut. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 29.10.04, 04:10 +0000 |
|
|
songool писал(а): |
Я слышал что скоро вы собираетесь защитить докторскую по теме “История сайнэрства”. Вы уверены в своем успехе?
-Моя научная работа удалась. Я исследовал все это с горячей точки жизни. Несколько раз меня арестовывали меня монгольские пограничники приняв меня за иностранным шпионом. Я увидел как монгольский солдат прицелевается в спину сайнэров, которые едут за людей, по требованию службы. Все это жизнь. Свой научный труд писал я на таких фактах.
-Спасибо за интервью.
*Вспомнился одна фраза “Сайн эр босоогоороо ухдэг юм.”
И еще говорят “Эрийн сайн хээриин хоймор ясаа хаядаг, эриин муу гэриин хоймор ясаа хаядаг.”
Перевел songool. |
Сонгоол, спасибо!!!
Уникальный материал, я потрясен. Никогда не мог ожидать, что даже в наши дни еще помнят традиции сайнэров. |
|
Вернуться к началу |
|
Pil ороошо
Зарегистрирован: Nov 01, 2004 Сообщения: 136
|
Добавлено: 10.11.04, 01:37 +0000 Re: Хунхузы, харачины и сайнэры - какая связь? |
|
|
Unkas писал(а): | Еще вопрос меня давно занимает. Слово харачин имеет смысл "разбойник", как я понимаю. В бурятском харатан. В 20 веке буряты иногда называли южномонгольских партизан и сайнэров харачинами. Но в АРВМ целый аймак называют Харачин. Почему? Что-за странное созвучие.
Дальше еще вопрос. Русские газеты южномонгольских партизан и сайнэров (Тогтохо, например) называли часто долестными ХУНХУЗАМИ, хотя те с китайскими хунхуцзе наоборот воевали постоянно. Наш писатель Батожабай, когда свой роман о бурятских и халхаских сайнэрах писал, он называл их ХУНХУЗАМИ. Из-за этого, когда роман вышел, наши молодые парни в Улан-Удэ свои группировки тоже хунхузами стали называть.
И вовсе путаница получается, когда пишут многие русские исследователи и журналисты про ХАРАЧИНОВ и ХУНХУЗОВ в армии Нармай Монголии, в Азиатской дивизии Унгерна. Кого имели в виду? Монгольских сайнэров или племя харачин с китайскими хунхузами? |
Я где-то читал, что харачу - это рядовой скотовод. Может ошибаюсь. |
|
Вернуться к началу |
|
Pil ороошо
Зарегистрирован: Nov 01, 2004 Сообщения: 136
|
Добавлено: 10.11.04, 01:42 +0000 |
|
|
Unkas писал(а): | Интересные вещи Сайгон пишет. Я даже названий таких многих не слыхал: "кыргыс и хамнаа. Его можно отнести к ряду советских воинских искусств, таких как юкагирский кичил, чукотские илюльэтык и кэпутен, нивхское тес-кир-вадь, стиль боя старинных тувинских разведчиков-хайгыылчы - кара хюреш".
А вот это: "культ черных всадников возник в Прибайкалье у булагатов-эхиритов на основе монгольских военно-полуразбойничьих "братств по ножу" (сайнэры)" мне более-менее знакомо. Братства по ножу - такой термин К.М. Герасимова (один из ведущих специалистов по Центральной Азии) использует в научных статьях. Мне все было интересно, как этот термин возник и не связан ли с ножевым фехтованием?
(Дурацкий наверное вопрос, что за еще один СБН на свете существует? - можно в личку мне скинуть.) |
Термин братство по ножу, на мой взгляд, исходит из обычая, когда хотят стать друзьями навеки, то ножом надрезают себе палец или ладонь, кровь смешивают и выпивают с молочной водкой. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 12.11.04, 07:51 +0000 |
|
|
харачу и харчин - это два разных термина, хотя корень у них один - хара "черный". Семантическая филиация лекс хара пошла не так давно, лет 900 назад, до этого термин хара по отношению к народу означал многочисленый сильный. Когда из народных масс выделилась наследная аристократия, тогда хара стал означать "простой, не знатный народ", так родилось значение "простолюдин". Харчин или хартан в значении разбойник, воин сохранил в основе семантику силы, с оттенком насилия. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 18.11.04, 12:25 +0000 Re: Хара |
|
|
Удуит писал(а): | В сакском языке хара - простой воин. В мифологии все время
хара сылгылаахтар - т.е. черные всадники.
Адьарай Бого - божество, населяющее преисподнюю, демон.
В виде демона посетили черные всадники мести Халку и под
градом стрел с окрестных скал поплыли по Зылхэ-Мурену
навстречу своей новой родине. |
Для бурят-монголов Ажирай-бухэ и Черные всадники не демоны, а боги, покровители военного дела, административной карьеры, политической деятельности. Вот некоторые якутские группы боятся этих богов, что дало основание ряду ученых полагать, что культ Черных всадников исконно бурятский, заимствованный некоторыми якутскими группами. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|