| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
mike1 баймга ороошо
Зарегистрирован: Jul 8, 2003 Сообщения: 207
|
Добавлено: 03.10.03, 23:27 +0000 карма ? |
|
|
действительно ли существует карма , этот неумолимый причинно-следственный закон , судьба ? в правду ли за зло будет расплата , возмездие ? трудно проследить действие этого закона в жизни отдельного человека , но если взглянуть более шире , взять в пример народ, нацию , поколение то можно увидеть много интересного . вообще в буддизме есть понятие общественная карма , а если попробовать выделить в нем только - поколение: и рассмотреть только один аспект кармы- расплата за злодеяния.
видимо все же есть определенный барьер , объем допустимого зла после наполнения которого наступает неизбежная расплата. взять россию в пример : 1917 год к этому времени дворянство дополнило до отказа свой объем допустимого зла , негатива и это вызывает реакцию - революцию , а после убийства урицкого красный террор - убийства , зверства творимые безграмотной чернью и их безжалостными предводителями- большевиками(яркий пример -дикое убийство царя и его семьи по сути безащитных детей и женщин) быстро заполнили их объем зла . следует за этим - коллективизация , 1929 , 1937 , 1941-45 - полная расплата .
взять чечню - после распада союза начинается гонение на русских , убийства , похищения , изнасилования, после неудачной компании 1994-95 года массовая казнь пленных , мучительные ужасные убийства все это приводит к - второй войне , жестоким зачисткам , расстрелу на месте , линчиванию со стороны федералов.
какие у вас мысли ? |
|
Вернуться к началу |
|
Galsan баймга ороошо
Зарегистрирован: Jul 9, 2003 Сообщения: 194 Откуда: mw |
Добавлено: 16.10.03, 21:22 +0000 2 майк1 |
|
|
mike, сайн!
я только дня два назад обнаружил эту тему, заданную тобой еще в начале октября. Вот что значит обилие бесплодных дискуссий (не критикую никого) - в них теряются достаточно интересные моменты ;))). Итак, к теме.
Твои вопросы (немного переформулирую их) - существует ли карма? Синонимично ли понятие судьбы с понятием кармы? Что такое "общественная карма"?
Рискну поговорить на эту тему - начну из необходимого далека и с последнего вопроса.
Сразу же ограничим наши рассуждения - мы не будем пока оперировать понятием "общественной кармы". В традиционном буддизме нет такого термина, как нет вообще термина "общество". Это атрибут сугубо европейской цивилизации и философии - разделять понятие "я" и "другие".
Этот термин введен в оборот только в пока еще мифическом дандароновском "необуддизме" (наверное так можно сказать).
Общественная карма - понятие, весьма неопределенно и туманно (мистически даже) сформулированное Бидией Дандароном ("Черная Тетрадь"), имхо, это понятие еще слишком нечетко и необоснованно, чтобы возможно было безнаказанно его употреблять в научном (научно-религиозном) смысле. Дандарон предлагает несколько трактовок этого термина.
1) общественная карма - это общность индивидуальных карм огромного кол-ва индивидуумов общества.
2) общественная карма - это настроение умов, которое позволяет существовать, например, диктаторским режимам ("зло заключается не в том человеке, который его делает, но в том настроении умов, которое его допускает и терпит").
3) общественная карма - это условия времени и места, порождающие условия страданий людей.
и наконец, то, о чем говорили вы - наиболее точно сказанное Дандароном определение:
4) общественная карма - "явление трансцендентное, неописуемое, поразительное и непостижимое для ума человеческого. Общественная карма есть причинно-следственный закон, созданный действиями массы сознательных существ" (Черная тетрадь, СПб, 1997, стр. 156)
При всей притягательности этого понятия, возникают следующие логичные вопросы.
1) Есть ли общественная карма суть арифметическая сумма индивидуальных карм каждого индивидуума общества? Нет ли какого-либо системообразующего эффекта (по типу "эффекта синэргии" - когда система есть не просто арифметическая сумма частей составляющих системы, но нечто большее)?
2) Теперь самый сложный (для меня) вопрос. Я, признаюсь, достаточно поверхностно осведомлен о вопросе свободы воли - особенно в буддийской трактовке этого термина (что в какой-то мере и обуславливает мой собственный интерес к данной теме).
Вопрос о свободе воли и общественной карме.
На нем останавливаюсь подробнее - и переформулирую его в вопрос о соотношении неопределенности и детерминизма - т.е. вопрос о соотношении вероятности и определенности - или, если уместно для понятности - это вопрос о соотношении Хаоса и Порядка.
Сам Дандарон пишет ... как то уж слишком туманно (для меня, во всяком случае) - на стр 156 он пишет, что "карма сознательных существ, наделенных свободной волей, жестко не детерминирована. В мире сознательных существ случайное, непредсказуемое отклонение отдельных моментов общего процесса уничтожает слепую необходимость. Такой жесткий детерминизм даже в мире элементарных частиц отрицается современной квантовой механикой(принцип неопределенности В.Гейзенберга)". Опускаю рассмотрение Дандароном этого принципа (там же), далее он говорит: "еще более вероятностны кармы сознательных существ, ибо здесь действует сознательная свободная воля индивидуума, которая служит ПРИЧИНОЙ НЕКОТОРОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ в общественном кармическом процессе" (выделено мною).
И все, дальше он не раскрывает эту мысль. Он пишет далее: "но основная, магистральная линия общественной кармы неизменна, в ней все явления и процессы подчинены причинным связям".
Не похоже ли это на некое противоречие - если все явления и процессы детерминированны, то каким образом на них влияет свободная воля? Тo есть судьба определяет жизнь человека и народов, или человек и народы определяют свою судьбу?
Это имхо тоже важно для понимания общественной кармы.
Если мы не можем понять, что такое общественная карма, как мы можем пользоваться этим термином?
Я более чем подозреваю, что именно по этому же противоречию традиционные буддисты избегают таких понятий, как "общество", "социум", "я и другие". Прав ли я в своих подозрениях?
***
Теперь еще разовью эту тему немного с другой стороны.
Далай-лама в "Мир тибетского буддизма", ссылаясь на труды Асанги, пишет, что в традиционном буддизме вообще есть ТРИ КАТЕГОРИИ ЯВЛЕНИЙ:
Проявленные явления - это те, что можно непосредственно наблюдать;
слегка скрытые явления - те, которые можно вывести в процессе рассуждения;
Весьма скрытые явления - те, что остаются за пределами обычного непосредственного восприятия и логического вывода (вообще говоря, эти весьма скрытые явления могут быть обнаружены только на основе чужого свидетельства и авторитета писаний).
В таком случае, наверное можно будет сказать, что понятие "карма" относится к "слегка скрытым явлениям", а термин "общественная карма" - к "весьма скрытым явлениям".
Лучшего объяснения пока что не вижу.
и напоследок:
Майк, извини, что не высказал свое мнение по выделенному тобой аспекту кармы - расплаты за злодеяние. Возможно, чуть позже - при рассмотрении уже собственно традиционного понятия "карма" - как проявления принципа взаимообусловленности, т.н. принципа пратитьясамутпады. И имхо, в свете всего вышесказанного, не имеет смысла брать для примера целые страны и периоды истории. Мне кажется, это неподъемные примеры - хотя бы потому, что на любой войне имхо нет ни правых, ни виноватых. Имхо, нам жизни не хватит рассмотреть хотя бы один такой глобальный пример - но это только имхо. |
|
Вернуться к началу |
|
Galsan баймга ороошо
Зарегистрирован: Jul 9, 2003 Сообщения: 194 Откуда: mw |
Добавлено: 22.10.03, 07:30 +0000 |
|
|
нашел щас интересную книжку.
Васубандху. "Учение о карме" (четвертый раздел Энциклопедии Абхидхармы).
Т.е. это каноническое (ну, если быть более строгим, ПОСТКАНОНИЧЕСКОЕ) изложение буддийского понятия КАРМА.
Как нибудь позднее сделаю выдержки оттуда. |
|
Вернуться к началу |
|
CoolZero _____
Зарегистрирован: Jul 7, 2003 Сообщения: 3860
|
Добавлено: 30.10.03, 06:05 +0000 |
|
|
Да. Карма - это интересно. Общественная карма - интересно вдвойне. Ждём-с продолжения захватывающего повествования Галсана. :) _________________ "Это невозможно!" - сказала Причина. "Это безрассудство!" - заметил Опыт. "Это бесполезно!" - отрезала Гордость. "Попробуй..." - шепнула Мечта. |
|
Вернуться к началу |
|
alpin тэнгэри
Зарегистрирован: Jul 22, 2003 Сообщения: 8546 Откуда: Улан-Удэ |
Добавлено: 30.10.03, 11:02 +0000 |
|
|
Эка Галсан загнул. Сурово! Загрузил на все 100%. |
|
Вернуться к началу |
|
mike1 баймга ороошо
Зарегистрирован: Jul 8, 2003 Сообщения: 207
|
Добавлено: 04.11.03, 23:33 +0000 |
|
|
spasibo za otvet galsan . ne hvataet vremeni a tak zavalil bi tebya voprosami :D mnogo eshe neponyatnogo v buddizme dlya menya :(
общественная карма - это общность индивидуальных карм огромного кол-ва индивидуумов общества.
ochen' pohozhe na opisanie kollektivnogo bessoznatel'nogo dannoe ungom. |
|
Вернуться к началу |
|
Дангина айналайын
Зарегистрирован: Jul 18, 2003 Сообщения: 3091 Откуда: ....................... |
Добавлено: 05.11.03, 05:42 +0000 |
|
|
Никто не читал "Диагностику кармы" Лазарева? По его словам с каждым поколением карма(?) укорачивается, то есть расплата за грехи "падает" уже на детей или даже на тебя, а раньше на внуков, правнуков и т.д. Наверное Лазарев прав. Нужно меньше грешить. |
|
Вернуться к началу |
|
Valkyr мүнхэ
Зарегистрирован: Jul 28, 2003 Сообщения: 2225 Откуда: Asgard |
Добавлено: 05.11.03, 07:32 +0000 |
|
|
Я те счас карму-то поправлю!.. и чакры начищу!
Просто прикол :) _________________ http://radjana.livejournal.com
I'm a shieldmaiden and my hand is ungentle |
|
Вернуться к началу |
|
Сана ахамад
Зарегистрирован: Aug 27, 2003 Сообщения: 547 Откуда: Edinburgh |
Добавлено: 10.11.03, 14:33 +0000 |
|
|
Дангина писал(а): | Никто не читал "Диагностику кармы" Лазарева? По его словам с каждым поколением карма(?) укорачивается, то есть расплата за грехи "падает" уже на детей или даже на тебя, а раньше на внуков, правнуков и т.д. Наверное Лазарев прав. Нужно меньше грешить. |
смешно. Если бы не Лазарев, другими словами, можно было бы грешить больше? ))
Кстати, по Лазареву она не укорачивается, а наоборот. Копится. И чтобы отработать ее, нужно копать глубоко. |
|
Вернуться к началу |
|
alpin тэнгэри
Зарегистрирован: Jul 22, 2003 Сообщения: 8546 Откуда: Улан-Удэ |
Добавлено: 10.11.03, 14:45 +0000 |
|
|
У Гегеля где-то был тезис о том, что древние были по своему свободнее, чем люди цивилизации, т.к. считали, что то, что все происходит, объективно заранее уже предопределено. Споткнулся о камень, попал под грозу, убил зверя и т.д. Посему можно делать все, т.к. это уже предопределено свыше... Условно говоря, застрелить соседа, загулять и т.д. и т.п. Такой вот примитивный детерминизм. Современные же люди, дескать, считают, что все наоборот и поэтому они-то закрепощены внутренне.
Показалось мне это в свое время простовато, но любопытно. |
|
Вернуться к началу |
|
dGalsan тэнгэри
Зарегистрирован: Feb 12, 2004 Сообщения: 10453 Откуда: mw |
Добавлено: 28.02.04, 09:38 +0000 |
|
|
Выполняю давно данные обещания – но вопросы, затронутые Майком (и мною) уже в прошлом году, имхо имеют характер вечности, потому наверное нет большого значения в оперативности ответов. Что для вечности день, месяц или год?
Ок, к теме.
ЧТО ТАКОЕ КАРМА?
Попробуем рассмотреть это понятие, как оно интерпретируется в традиционном буддизме – т.е. буддизме, основанном на т.н. канонических (Трипитака) и постканонических трудах буддийских мыслителей.
Как я уже говорил выше, традиционные буддийские мыслители обходят молчанием вопросы, связанные с обществом – для них гораздо важнее понять цели и смысл индивидуального существования индивидума. Сотериологический аспект, так важный для религиозного наполнения буддийской философии, отказывает в пристальном метафизическом рассмотрении вопросов, связанных с социумом. Акцентирование внимания традиционной буддийской философии на рассмотрение психологии отдельно взятого индивидума показывает сложность понятия кармы, а значит, и в некоторой степени, метафизической необоснованности дандароновского понятия «общественной кармы».
Саверпалли Радхакришнан, на «Индийскую философию» (1923 г.) которого часто ссылается ранний Дандарон («Письма о буддийской этике» 1956-1959 гг.), пишет, что «теория кармы значительно старше буддизма, хотя она получает логическое оправдание в философии становления» , т.е. в собственно буддизме. Радхакришнан видит в теории кармы развитие представлений, корнями уходящих в Упанишады и еще ранее в ведические учения.
В книге Васубандху (IV-V вв. н.э.), автора классического трактата «Абхидхармакоша-бхашья», понятие кармы рассматривается (в разделе «Карма-нирдеша») в свете представлений традиции школы вайбхашиков. Согласно Васубандху «все бесконечное многообразие миров живых существ порождено кармой», т.е. именно через причинно-следственный механизм кармы объясняется существование сансары – безначальной и бесконечной круговерти всех живых существ (не только людей).
Карма в понимании традиционных буддистов есть всеобщий, т.е. ВЫСШИЙ ПРИНЦИП взаимоотношений, пронизывающих как внешний мир объектов, так и внутренний мир субъекта. С точки зрения Васубандху карма представляет собой в первую очередь ДЕЙСТВИЕ, выражающееся в трех видах – в виде ментального импульса-побуждения, в виде вербального действия и в виде телесного действия, порождаемых этим импульсом-побуждением. Т.е. сначала возникает некое побуждение, которое затем вызывает и/или мысль, и/или слово, и/или поступок субъекта. Последствия же этой цепи событий оцениваются по шкале «благое-неблагое-нейтральное» с учетом осознанности или неосознанности субъектом этической значимости своих слов и поступков, или, другими словами, с учетом внутренней природы действий, в соответствии с которой действия – слова и поступки – называются проявленными или непроявленными (ментальный импульс-побуждение, изначальное действие, порождающее вербальные и телесные действия, не берется к рассмотрению, т.к. он не относится к сфере материального). Проявленность и непроявленность слов и поступков выражается в их внешней информативности, в их индикации истинной мотивации субъекта. Например, если послушник дает обет монашества (т.е. обет отказа от неблагих поступков), то он таким образом выполняет проявленный акт, зачитывая обет перед другими монахами, и одновременно с ним непроявленный акт – он принимает на себя условие потенциальной дисциплины (отказ, отрешение от греха), позволяющее ему затем всегда смотреть в сторону благого. То, что неочевидно на первый взгляд, это и есть непроявленное, неинформативное, скрытое в потенции действие, которое возможно станет проявленным в благоприятных для этого условиях. Другой поясняющий пример – преступник, совершающий преступление и не раскаивающийся в нем, является обладателем как проявленного действия – совершенного преступления, так и непроявленного действия – это той самой предрасположенности к преступлениям, о которой много веков спустя в Европе будет писать Чезаре Ломброзо. Эти непроявленные, неинформативные действия позволяют вскрыть истинную мотивацию поступков и слов, которую сам субъект может не осознавать и о которой может даже не догадываться для самого себя.
Таким образом карма становится высшим принципом существования реальности и взаимоотношения реальности с не-реальностью.
Напомню, что с т.з. традиционного буддизма наряду с реальностью чувственного мира признается реальность систем не-реальности – мира форм и мира не-форм. С обыденной точки зрения все эти системы можно представить (отчетливо представляя их принципиальную непредставляемость ) в виде мышления, думающего об обыденном (чувственная реальность), мышления, сконцентрировавшегося в медитативном сосредоточении на формный объект (мир форм) и в виде мышления, способного сосредочиться на бесформенном созерцании (мир не-форм, удаленный от мира форм мистическим образом через принцип четырех удаленностей ). Т.е. упрощенно говоря, эти три мира есть стадии сосредоточения сознания субъекта на разных целях.
Каким образом связаны мир форм и мир не-форм с чувственным миром и для чего вообще это необходимо рассматривать? С т.з. традиционной буддийской философии это необходимо для метафизического обоснования существования несправедливости в мире. Будда задается вопросом – почему случается так, что существует принц и нищий, почему на земле существует несправедливость, неблагое, страдание в человеческих отношениях. Теория кармы есть последовательное объяснение этого явления (и одновременно это принцип, устанавливающий справедливость во главу человеческих отношений). Карма это не нечто внешнее, это нечто присущее всей природе реальности, ее внутренней логике развития и раскрытия. Согласно карме никто не может избежать последствий своих собственных слов и поступков. Прошедшее действительно создает настоящее и будущее. Важность подробного онтологического рассмотрения благого и неблагого в этическом преломлении подчеркивается в связи с базовыми постулатами всего буддизма («четыре благородные истины»). Дандарон, мысля в категориях буддийской философии, говорит в своих письмах – «мудрость есть умение различать добро и зло».
Связь чувственного мира с миром форм и не-форм проходит посредством благих, неблагих и неопределенных действий: если в мире чувственной реальности возможны как неблагие, благие, так и неопределенные действия, то в мире форм и мире не-форм возможны только благие и/или неопределенные действия. Т.е. фактически в этих мирах, в этих умственных состояниях индивидума нет зла как такового, и таким образом это те состояния и те миры, к которым стоит стремиться мятущемуся сознанию индивидуму в поисках счастья. Счастье не вне человека, счастье внутри человека.
В мире же обыденной реальности, в мире чувственной реальности актуализированы корни неблагого – невежества, вражды и алчности, сопровождающихся истекающими из этих корней двумя базовыми неблагими дхармами – бесстыдством и наглостью. Невежество есть не просто отсутствие знаний, но это нечто большее, это противодействующее знанию упорство субъекта, находящегося в неведении. Вражда есть агрессия (гнев) – омрачение сознания субъекта, а также следствие алчности в виде отвращения ко всем другим живым существам. Алчность же есть страстное влечение ко всему материальному – страсть к жизни, сансаре, к ее материальной атрибутике (пище, материальным благам, деньгам, чувственным удовольствиям и т.п.). Материальное же в этом случае трактуется буддийскими мыслителями в роли непостоянного, нереального, даже иллюзорного аспекта реальности, и потому не могущим выступать в качестве устойчивой цели существования. Бесстыдство и наглость – это признаки глубочайшей нравственной деградации индивидума, выступающего против добродетелей, принятых в обществе. Бесстыдство есть отсутствие уважения к правилам и нормам, наглость есть отсутствие совести и страха перед осуждением со стороны других индивидумов общества.
Карма как высший принцип подлинной реальности утверждается буддистами во всеобъемлющем смысле. Если в мире грубых дхарм – чувственном мире объектов – карма прослеживается в виде достаточно жесткой детерминистической схемы (причинно-следственная цепь), то в мире форм и не-форм (мире идеального) эта схема приобретает некий мистический (энигматический) акцент.
При рассмотрении кармы в виде жесткой детерминистической схемы возникает известное затруднение, в европейской философии рассматриваемый как вопрос свободы воли. Причем во внешнем мире объектов этот вопрос приобретает аспект соотношения вероятности и определенности (хаоса и порядка) – при рассмотрении же субъективного начала этот вопрос и есть собственно вопрос о свободе воли.
Ранний Дандарон («Письма о буддийской этике», с.139), обходя молчанием рассмотрение соотношения случайности и порядка, о свободной воле говорит вполне конкретно и в достаточно узком смысле – что свободная воля – это «несознательная воля к жизни, которая проявлялась на всех этапах жизни животных», и которая «с приобретением человеческого образа или с появлением головного мозга (сознания) начинает переходить в волю сознательную, ведущую индивида к нирване». Только под влиянием сознания воля к жизни начинает разбираться в вопросах этики и именно это служит атрибутом ее свободы на пути к конечной цели, определяемой буддийским учением о четырех благородных истинах. В таком случае феноменальная природа свободы воли есть суть принципиальной непостигаемости извне – постижение свободы в этом истолковании означает погружение исследователя вглубь области исследования – т.е. это уже энигматическая тайна религиозной мысли).
Позднее, выводя свое определение «общественной кармы» в «Черной тетради», Дандарон рассматривает тот же самый вопрос в более широком смысле (рассматривая не только внутренний мир субъекта). Он пишет, что при более пристальном научном рассмотрении стройная схема жесткого детерминизма рушится – в пользу этого им приводится фундаментальный принцип неопределенности Гейзенберга (другим ярким примером из современной научной мысли может служить теория странных аттракторов в математике). Дандарон пишет, что несмотря на ничтожные величины, рассматриваемые Гейзенбергом, принцип неопределенности служит указанием о вероятностном характере процессов микромира, а значит, и макромира тоже.
Но в таком случае возникает вполне логичный вопрос – каким же образом существует этот мир, если он носит только случайный характер?
В мире субъекта (мире идеального) – в буддийских категориях это мир форм и мир не-форм – карма, проявляющаяся во внешнем мире объектов, перестает иметь сугубо механистический смысл причинно-следственной связи. И здесь Дандарон говорит об увеличении вероятностного характера кармы сознательных существ, т.е. кармы субъекта. Он указывает свободную волю индивидуума как причину «некоторой неопределенности в общественном кармическом процессе». Но «основная, магистральная линия общественной кармы неизменна, в ней все явления и процессы подчинены причинным связям». Дандарон не раскрывает метафизическую сложность соотношения «сознательной свободной воли индивидуума» и «основной магистральной линии общественной кармы». Далее по тексту он раскрывает свое понятие общественной кармы в рассмотрении закономерностей Сансары (т.е. объектного мира) – закономерности всеобщего совершенствования, интерпретируемого им в толкованиях различных буддийских философских школ, закомерности взаимного соответствия эмоциональности человека и рациональности материального мира и т.д. для метафизического обоснования первой благородной истины буддизма – сансара есть страдание.
Радхакришнан допускает, что Будда не дал прямого ответа на вопрос о свободе и обошел его, как вопрос умозрительный. Но в тоже время он говорит, что Будда не отрицает возможности свободного действия и полного преодоления всего закона кармы субъектом – все учение буддизма, четыре благородных истины утверждают необходимость сознательного движения индивидуума к выходу за пределы действия причинно-следственных связей посредством правильного пути, указываемого Буддой. В системе буддийских представлений есть место раскаянию, что есть обоснование сознательной свободы воли субъекта. «Хотя настоящее определено прошедшим, будущее остается открытым и зависит от направления нашей воли». Нет «я», есть только развивающееся сознание, которое может быть развернуто в целом ряде состояний. Карма – это не только и не столько механический принцип, карма органична по характеру. Определение настоящего прошедшим не является чисто механическим – закон кармы гласит, что существует непрерывность прошедшего и настоящего, что настоящее согласуется с прошедшим, но это не означает, что настоящее есть единственно возможное следствие прошлого. Механическое толкование закона кармы, достаточно верное для рассмотрения внешнего мира грубых объектов, в мире субъектного идеального вступает в конфликт с требованиями этики и религии.
Радхакришнан, в отличие от Дандарона, указывает на важность рассмотрения этой проблемы - соотношения свободной воли и необходимости. «Когда карма становится высшим принципом, стоящим выше богов и людей, трудно найти какое-нибудь место для инициативы и стараний людей». Если все, что происходит, обуславливается кармой, зачем человеку заботиться о том, что он делает?
То, на что неясным образом указывает Дандарон, разъясняет Радхакришнан.
Сложность этой метафизической проблемы истекает из психологической ориентации буддийского учения, говорит Радхакришнан. Разложение «я» на ряд качеств, тендеций и склонностей закономерно для психологической науки с ее ограниченным предметом. Детерминизм сохраняет свою силу в прослеживании возникновении и развитии духовных представлений и установлении причинных связей между ними, но детерминизм никогда не может адекватно объяснить состав единого «я». «Я» в любой момент есть субъект своей деятельности, оно не укладывается в прокрустово ложе умозрительной метафизики. Как только «я» изолируется от своего содержания, оно становится логической абстракцией, а это не то, что определяет действия субъекта. «Я» отдельно от содержания не имеет характера и бесплодно, пишет Радхакришнан, одно лишь содержание, без «я», подтверждает полный детерминизм, но для конкретного «я» свобода существует. Утверждение, что ничто не случается без причины, совместимо с утверждением, что нынешнее состояние «я» может выступать в качестве причины.
Радхакришнан акцентирует внимание на субъективном факторе – «буддизм протестует только против ненаучного взгляда индетерминизма, рассматривающего свободную волю как не поддающуюся расчету силу, которая чуть ли не мешает правильной работе ума». Есть нечто большее всех ментальных конструктов, выстраиваемых конкретным сознанием субъекта, хотя существует самая настоящая история мыслей и желаний конкретного сознания. Карма в таком случае есть упорядоченность естественного процесса, как и духовного развития конкретного сознания. |
|
Вернуться к началу |
|
dGalsan тэнгэри
Зарегистрирован: Feb 12, 2004 Сообщения: 10453 Откуда: mw |
Добавлено: 28.02.04, 09:42 +0000 |
|
|
Как видно из рассмотрения традиционных представлений буддизма, понятие кармы как всеобъемлющего принципа существования и функционирования реальности есть базовое представление о природе реальности в буддийском мировоззрении. Сложность применимости понятия кармы в отношении не только социума, но и отдельно взятого индивидума обуславливает очевидную метафизическую несостоятельность понятия «общественной кармы» Бидии Дандарона. |
|
Вернуться к началу |
|
tanya ороошо
Зарегистрирован: Jul 13, 2003 Сообщения: 77
|
Добавлено: 03.03.04, 17:08 +0000 |
|
|
я верю в карму.
не только человека каждого, но и отдельно взятой страны.
посмотрите на историю тысячелетнюю
каждой отдельно взятой страны, которая Вас персонально интересует.
если вы сделаете сравнительную таблицу
двух, трех таких стран,
то выводы будут интересными очень :) _________________ You are what you think.
You are what you go for.
You are what you do! |
|
Вернуться к началу |
|
dGalsan тэнгэри
Зарегистрирован: Feb 12, 2004 Сообщения: 10453 Откуда: mw |
Добавлено: 07.03.04, 11:02 +0000 |
|
|
2 tanya
вера сама по себе - вещь хорошая.
еще лучше, когда вера подкреплена размышлением.
вера - это сила, двигающая мысль - проявление энергетики человеческого разума (если так можно ).
общественная карма - понятие, возможно, удобное для описания истории, но мало действующее в отношении какого-либо вероятностного прогнозирования будущей истории какой-либо страны |
|
Вернуться к началу |
|
Аленка заримдаа ороошо
Зарегистрирован: Aug 30, 2006 Сообщения: 37
|
Добавлено: 04.02.07, 14:13 +0000 |
|
|
Согласно буддийской философии люди могут перерождаться в животных, людей и богов в зависимости от "заработанной" кармы. Все-таки верится в это высказывание деда. Причем карма читаема. То есть можно заранее прогнозировать и в книге мертвых читать, где и кем переродится человек. Иногда я задумываюсь, откуда ламы знают будущее, неужели у человека судьба заранее расписана и все известно наперёд? |
|
Вернуться к началу |
|
|
|