| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
byir муухай
Зарегистрирован: Jul 12, 2008 Сообщения: 2068
|
Добавлено: 26.01.11, 05:04 +0000 Бурятская государственность. |
|
|
Сначала об Истории и историках.
Сегодня в Бурятии существует две школы исторической науки.
1. Я их называю «окладниковцы», т.н. академическая наука. Это приверженцы как бы «научной» истории, базирующейся на чисто фактологическом материале, выуженном, прежде всего, из китайских источников, причем, в иностранной, европейской интерпретации(Бичурин), на втором этапе, начиная с середины двадцатых годов прошлого века источником бурятоведения становятся собственно бурятские источники: труды бурятских историков-летописцев.
2. Их труды я считаю собственно Историей Бурятии. Несомненно, они опирались не только на историческую память народа. В свою очередь, опираясь на их труды, беря во внимания историю окладниковцев, не отметая советскую историографию, осмыслив по-новому открывшийся фактологический материал в последние сто лет, можно сконструировать собственно Историю Бурятии.
Когда же возникла бурятская государственность? Конечно, прикормленные Москвой и Пекином историки скажут, что такой государственности не было никогда. Но нам – независимо мыслящим бурятам Москва и Пекин не указ.
Итак, когда? Конечно – это не 1923 год.
Во-первых, потому что псевдогосударственность советского периода, под видом автономности, трудно считать собственно государственностью, к тому же, сегодня в «жесткой вертикали власти» современной России от этой идеи по-сути не осталось ничего. Т.е. этот период можно закрыть с приходом Наговицына и ликвидацией округов.
Во-вторых, дата 1923 – это дата возникновения территориальной единицы. Строительство национальной государственности того периода можно отнести на пять лет раньше. Деятельность Бурнацкома, а затем и Бурнардумы – это и есть фактическое государственное управление. Помимо государства БНД есть интересные примеры: булагаты, Нейсе-гэгээн…. |
|
Вернуться к началу |
|
byir муухай
Зарегистрирован: Jul 12, 2008 Сообщения: 2068
|
Добавлено: 30.01.11, 03:33 +0000 на рубеже 19-20 веков |
|
|
Амгалантуйский дацан – как административная единица. Рубеж ХIX –XX веков.
Один из примеров самоуправления на бурятских территориях.
Зачатком этой фактической административной единицы стала ликвидация Степных Дум, когда население этого бурятского анклава активно сопротивлялось становлению института крестьянских начальников и силой народного выступления изгнало этих «ставленников царизма». С возникновением хошунной системы, здесь были созданы Гучитский и Бодонгутский хошуны, которые составляли дуумвират, фактически независимый от кого-либо. Собственно этой административной единицей и был создан собственный дацан в 1915 году, названный сначала Хохюртаевским, по названию речки и улуса. Агван Доржиев, посетивший эти места и удивившийся спокойствию и стройности администрирования, а также удивительной красоте природы, предложил переименовать дацан в Амгалантуйский. |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 30.01.11, 11:03 +0000 |
|
|
Хохюртаевский дацан основан в 1915 году? Я думал раньше. Или был еще Хохюртаевский дацан? |
|
Вернуться к началу |
|
byir муухай
Зарегистрирован: Jul 12, 2008 Сообщения: 2068
|
|
Вернуться к началу |
|
byir муухай
Зарегистрирован: Jul 12, 2008 Сообщения: 2068
|
Добавлено: 21.02.11, 02:34 +0000 |
|
|
17 век
Здесь еще опираемся на русские отписки.
Всегда, а теперь все громче стали говорить, что бурят как обособленной этнической единицы не было вообще. Возможно и так, и буряты были неотъемлемой частью монгольского мира. Но мне, все же кажется, что некий связующий элемент для северных монголов существовал всегда. Корни этого, может и не кровного, родства прослеживаются на протяжении всей истории бурятских племен, но об этом позже.
Что касается отписок казаков, то в них ясно отличаются «братские» люди от «мунгальских». Граница этого разделения лежала как раз в районе нынешнего Улан-Удэ, если севернее и восточнее отсюда жили буряты, то южнее и восточнее – «мунгалы», причем попадаются упоминания о «калмыках», обитающих на левобережье Селенги.
Мы помним, что хори в то время кочевали от верхней Лены, до саганской степи, что на восточном берегу Байкала, западнее и южнее жили эхириты и булагаты, причем икинаты и ашабагаты в своем влиянии доходили до нынешних Канска и Ачинска, в районе Хубсугула – хонгодоры. Табангутов почему-то не относят к бурятам. Но по моему разумению: они есть предки позже селенгинских бурят. Напомним, что они кочевали от верховьев Витима, до междуречья Хилка и Чикоя, пожалуй, изредка заходя на левобережье Селенги. Дауры жили в Даурии, Баргуты – там же где и сейчас(хуушан бараг).
Вот собственно и Бурятия в семнадцатом веке. От Енисея - до Амура(Аргуни).
Племенные объединения нельзя не считать государственностью. Но сейчас речь не совсем об этом. И в то время буряты как субэтнос северных монголов существовали. И Байкал, как и сейчас, как и тысячи лет назад был как-бы местом притяжения бурятских племен, куда бы ни занесла их кочевая судьба. Проще говоря: буряты всегда жили вокруг Байкала, и всегда здесь жили только буряты, объединяясь в разные государственные объединения. |
|
Вернуться к началу |
|
byir муухай
Зарегистрирован: Jul 12, 2008 Сообщения: 2068
|
Добавлено: 05.03.11, 04:06 +0000 |
|
|
13-15 век
Древняя Русь входила в состав Улуса Джучи. Задачей Джучи было завоевание северных территорий. Мы помним его первый поход «за соколами» в Северную Монголию – Баргужин Токум, помним поход за меркитами в Среднюю Азию и походы его сына Батыя на Русь и Европу. Северные территории были на периферии политики Чингис хана и его потомков. Основные силы монголов были сосредоточены на трех других направлениях, особенно: Юг и Запад. Кто же тогда воевал Север? По всем прикидкам выходит, что северные монголы, т.е. буряты. Получается: Улус Джучи – это Великая Бурятия. Золотая Орда, а вместе с ней и Древняя Русь, Обе Болгарии, Унгария и прочие входили в состав Средневековой Бурятии.
Похоже и монгольские вкрапления в русском языке по-сути бурятские слова: багатур, хаган. В основной массе южных монголов процесс выпадения «г» видимо уже завершился: баатар, хаан. В более древнем бурятском языке эти процессы шли всегда медленнее. К примеру - собственно имя Батый. В южномонгольских языках это имя звучит как Бата. В бурятских же второй гласный звук менее определяем для русского уха, между «у» и «ы», примерно как у тюрок: Баку, Тува. Именно поэтому отчество у бурят пишется как Батуевич или Батоевич, а не Батаевич. И в повседневной речи, особенно в родовых преданиях часто звучит Батуунайн или Батуудайн, а не Батаин как в СПМЯ. А баба-яга? Это слово могло перейти только из бурятского языка: бабай яhа или в разговоре: бабайаhа, что приблизительно и значит «костяная нога». |
|
Вернуться к началу |
|
tumat эрдэмтэн
Зарегистрирован: Dec 23, 2005 Сообщения: 1659 Откуда: Вы все в гостях, а я уже ДОМА!!! |
Добавлено: 05.03.11, 06:03 +0000 |
|
|
Интересно Баир(?) рассуждает.... |
|
Вернуться к началу |
|
byir муухай
Зарегистрирован: Jul 12, 2008 Сообщения: 2068
|
Добавлено: 08.03.11, 02:11 +0000 |
|
|
10-12 век
Территория, на которой шло восстановление государства Хабул-хана, и объединенные, в конце концов, Темужином народы, входившие в это государственное образование, по сути, сегодня относятся к бурятам, вне зависимости от того, сторонниками были эти племена, либо противодействовали ему вплоть до почти полного уничтожения. Заметим, что и сегодня эти земли населяют этнические буряты!
Словом: государство Хабул-хана является первым собственным бурятским государством! Оговоримся, что подобные государственные объединения существовали задолго до Хабул-хана, иначе как объяснить принципы объединения им этих народов? Получается, что под именем монгол в те времена имелась ввиду часть племен, сегодня относимых к бурятам! |
|
Вернуться к началу |
|
byir муухай
Зарегистрирован: Jul 12, 2008 Сообщения: 2068
|
Добавлено: 05.04.11, 05:11 +0000 15-16 век |
|
|
Алтан-хан предводитель бурятского народа.
Сегодня кажется случайным, что части бурятского народа, разбросанные по краям монгольского мира, называли этим титулом своих предводителей.
Население около озера Хубсугул, вслед за своими мородичами по эту сторону границы также себя стали называть хонгодорами.
Тумэтов, с достаточной долей вероятности можно считать потомками хори-туматов. Сегодня филологи говорят, что говор тумэтов и баргутов подвергся влиянию южных монголов и отошел от хоринского языка. Но при сравнении языка южных и северных окраин хоринского племени с их языком, можно прийти к выводу, что наоборот центральные хоринские улусы подверглись сильному влиянию кударинских переселенцев. Соответственно% язык шэнэ-баргутов – это язык хоринцев 15-16 века, а язык тумэтов – это язык хори-туматов 12-13 веков.
В преданиях баргузинских бурят хорчины населяли баргузинскую долину за два-три столетия до них. Возможно, хорчины являются второй частью знаметого племени хори-туматов.
Титул Алтан-хана юаньского периода также имеет бурятские корни, поскольку они являются потомками Чингиса и, разумеется, Хабул-хана – основателя бурятского государства.
P.S. Особенность звукосочетания «oho – oco@ части мухоршибирских и селенгинских бурят возможно рудимент языка меркитов. |
|
Вернуться к началу |
|
prokopi хүндэтэ айлшан
Зарегистрирован: Jul 28, 2011 Сообщения: 3
|
Добавлено: 30.07.11, 12:14 +0000 |
|
|
хотел спросить буряты принимали участие в завоеваниях чингисхана?И позже с кем воевали были-ли столкновения или вооруженный конфликт? а то нигде не источников. |
|
Вернуться к началу |
|
byir муухай
Зарегистрирован: Jul 12, 2008 Сообщения: 2068
|
Добавлено: 18.08.11, 03:28 +0000 |
|
|
prokopi писал(а): | хотел спросить буряты принимали участие в завоеваниях чингисхана?И позже с кем воевали были-ли столкновения или вооруженный конфликт? а то нигде не источников. |
Войны Чингисхана- это по-сути бурятская междоусобица, т.е монголы времен Чингисхана-это буряты сегодня. |
|
Вернуться к началу |
|
byir муухай
Зарегистрирован: Jul 12, 2008 Сообщения: 2068
|
Добавлено: 02.09.11, 04:57 +0000 Сколько лет Улан-Удэ? |
|
|
На крутом берегу Уды в 1666 году русские казаки построили
зимовье, в 1783 году острог получил статус города с названием
Верхнеудинск.
Так, когда же возник город на слиянии Уды и Селенги? В 1666
году, в 1783 году или все же существовали крупные постоянные
поселения здесь раньше?
Сегодня, наиболее близкие коренные бурятские поселения - это:
Эрхирик (недалеко от п. Загорск), Тулунжа, Хойто-Бэе, Нур-Селение и
Нижняя Иволга (вокруг п. Сокол (Аэропорт). Вплоть до 90-х годов
прошлого века в Хойто-Бэе и Тулунже находились стоянки чабанов.
Пойменные места на левом берегу реки Селенги (п. Левый Берег)
использовались как пастбища вплоть до Второй Мировой войны. Название
Аршан говорит само за себя, Верхняя Березовка - по-бурятски Дээдэ
Онгостой, из перевода на русский язык мы поймем, что в этой
местности изготовляли лодки. Из Саянтуя, Комушки и левого берега р.
Уды буряты ушли давно, скорее всего еще в XVIII веке, когда эти
земли были нарезаны казакам и семейским, но несомненно, что и эти
земли активно использовались людьми, и там были поселения рыбаков,
скотоводов, земледельцев и ремесленников. При строительстве
нынешнего "Пентагона" и гостиницы "Бурятия" были обнаружены остатки
крепостей, датировать их не смогли, но скорее всего он существовал в
средние века. И, наконец, знаменитое Иволгинское городище.
Не вдаваясь глубоко в историю гуннов, определим время, когда
эти люди жили на нашей территории.
Хунну известны с XVIII века до нашей эры, с XIII века до н.э.
историки их поселяют южнее пустыни Гоби. В наших краях первые хунну
появились, видимо, на рубеже I тысячелетия до н.э., окончательно
укрепились здесь в III веке до н.э. (Сразу оговорим, что не хунну
привнесли металлургические знания сюда, а восприняли эти знания от
обитавших здесь народов).
Город, возникший здесь, и уничтоженный позже племенами сяньби,
можно смело датировать III веком до нашей эры, т.е. 2200 лет до сего
дня. Существовавшие до этого времени поселения, датировать сегодня
не возможно определенно, но то, что они существовали - это,
несомненно. |
|
Вернуться к началу |
|
byir муухай
Зарегистрирован: Jul 12, 2008 Сообщения: 2068
|
Добавлено: 07.09.11, 00:20 +0000 |
|
|
longsword писал(а): | хунну протобуряты, сяньби древние монголы. монголы->бурят? |
и хунну, и сянби - буряты))) |
|
Вернуться к началу |
|
Ozzborn ороошо
Зарегистрирован: Jan 14, 2011 Сообщения: 79
|
Добавлено: 07.09.11, 13:23 +0000 |
|
|
наблюдатель писал(а): | Необходимо разработать программу для нашего будущего государства, которое создадим если не мы, то наши дети и внуки. У кого какие предложения. |
Совершенно верно. Начать надо с Конституции Агуу Ехэ Буряад Орон. Только на этом портале могут забанить. Может быть, надо создать отдельный портал, инициативную группу. Внешне это может быть Центр развития бурятской культуры. Возможно, будет и финансирование. Внутри Центра развивать инициативы формирования будущего государства. Начинать нужно с политической системы и идеологии. Далее сформулировать экономическую и социальную политику |
|
Вернуться к началу |
|
byir муухай
Зарегистрирован: Jul 12, 2008 Сообщения: 2068
|
Добавлено: 17.11.12, 10:13 +0000 Корё и Хори |
|
|
Меня всегда удивлял культ лебедя у хоринцев, так не свойственный не только монголам, но и всем народам Северной Азии. Был бы логичнее – волк, собака, бык, орел, коршун, или ворон, в конце концов. А белый лебедь, жаворонок, как сакура, сад камней и прочее свойственно несколько иной по психотипу популяции. Государство Корё(Когурё) существовало до 668 года, в годы расцвета включая территорию Маньчжурии на своем Западе. Гипотетически возможно и даже вероятно, что некто,( названный позже Хоридой, т.е. принадлежащий к народу Хори(Корё), где – суффикс «дой» - суффикс принадлежности), ушел на Север. Вероятно, данный человек не принадлежал собственно народу Корё, поскольку носители языка когурё обитали гораздо южнее и были родственны скорее японцам, чем монголам, хотя возможность его принадлежности к одному из знатных родов есть: традиция трехступенчатого администрирования тождественны у корё и хори. В устной традиции хоринцев четко разделяются две ветви народа: потомки Нагатай и Шаралдай, потомки одной из них вполне могут быть потомками выходцев из Корё. Слово за генетиками.
Вывод: Из всей нашей истории мы видим, что скитая в поисках лучших земель, лучших условий обитания, лучшей добычи наш народ путешествовал практически по всей Евразии. Уходили в дальние края под натиском или за добычей, скажем так: креативная или пассионарная часть народа. Основная же масса оставалась на своих землях вокруг Байкала, принимая новые реалии и используя их в своих целях зачастую выигрышно по сравнению с пришельцами. Семнадцатый и двадцатый век ясно иллюстрируют этот момент. Связи же между оставшимися и ушедшими никогда не прерывались. Неудивительно, что потомки ушедших через 100-300 лет возвращались на землю своих предков, привнеся определенные знания из земель своего временного пребывания. Структура племенного администрирования хоринского племени напоминает государственную структуру Когурё. Такова же структура государства монголов Хабул-хана. В отличии от административного нагромождения Китая или десятичной системы Чингисхана. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|