BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


может есть все же белые пятна в истории бурят ?

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
fozzy
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Dec 25, 2004
Сообщения: 3
СообщениеДобавлено: 25.01.05, 07:44 +0000     может есть все же белые пятна в истории бурят ? Ответить с цитатой

может есть все же белые пятна в истории бурят или монгол населявших територию от Кяхты до Красноярска? история это очень покладистая девушка, кто думает иначе высказывайтесь...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Гыук
*


Зарегистрирован: Jul 5, 2003
Сообщения: 4694
СообщениеДобавлено: 27.01.05, 08:38 +0000     Ответить с цитатой

Хм...история с присоединения Прибайкалья к Монгольской империи до русской колонизации-одно большое белое пятно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
koms
баймга ороошо


Зарегистрирован: Apr 09, 2004
Сообщения: 184
СообщениеДобавлено: 18.02.05, 11:23 +0000     Ответить с цитатой

для меня белое пятно как буряты появились в составе россии. в книге л.н. гумилева наткнулся на фразу "буряты - те монголы, которые после курултая в 1688 году, решились на союз с русскими, чтобы не быть под властью маньчжуров", книга "этногенез и биосфера земли", стр. 136. (глава о возникновении этносов)
о каком курултае идет речь?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Radon
шэнэхэн


Зарегистрирован: Jan 30, 2005
Сообщения: 14
Откуда: Томск
СообщениеДобавлено: 25.02.05, 18:43 +0000     Ответить с цитатой

то есть, получается, буряты - одно из монгольских племен?

но ведь у бурятов много диалектов...
сам был свидетелем разговора кяхтинского бурята с телембинским - половина слов на бурятском, половина на русском...
я так понимаю, при таком разнообразии диалектов буряты - самостоятельная нация...

ведь даже республика до 1958 года была Бурят-Монгольская.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Unshagsha
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Nov 17, 2009
Сообщения: 1040
СообщениеДобавлено: 04.02.10, 08:48 +0000     Ответить с цитатой

Poor Yorick буюу Михалай ноён хөөрхэй

Зимней ночью в декабре 1849 года “сгорела” Хоринская степная дума и вместе с тем бесценные документы...

подробности этого громкого поджога, правда о котором вскрылась для нас только теперь

просьба не размещать постоянно полные тексты из блогов, достаточно ссылки и хорошего подробного анонсирования. Модератор Unkas
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
damdin
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Feb 01, 2011
Сообщения: 21
СообщениеДобавлено: 01.02.11, 13:54 +0000     Ответить с цитатой

Разностная тетрадь Хоринской Аймачной Думе
В Верхнеудинское уездное казначейство
Во Второе чрезвычайное Забайкальское Областное Земельное собрание
-145-
Гласного село собрания Дулзына Цыдыповича Цыдыпова
Докладная записка
Бурят-монголы Забайкальской области почти единственная народность по всей России которая сумела в эпоху наибольшего расцвета и могущества Советской власти сохранить островок народоправия и народовластия в лице своих Аймачных Дум и аймачных собраний земских депутатов, избранных всеобщим голосованием еще до большевистского переворота.
Это то обстоятельство и послужило причиной того, что в эпоху советской власти больше всего из сельского населения Забайкалья пострадал именно бурят-монголы.
За время существования советской власти в Восточной Сибири во всех большевистских газетах («Забайкальский рабочий», «Власть труда» и т.д.) и съездах велся поход и сыпались всяческие обвинения против бурят-монголов и их «реакционных Аймаков чиновниками кровавого Николая 2-ого», т.е. всенародных органов бурят-монгольского самоуправления.
При чем эта компания носила особенно ожесточенный и гнусный характер в так называемом прибайкальском районе, возглавленным Верхнеудинским совдепом, состоявших сплошь из потерявших человеческий облик проходимцев и каторжников типа Санторецкого, Бризона, Маслова и им подобных господ.
По подговору и инсторации этих господ была разгромлена Селенгинская Аймачная Земская Управа большивистствующими Казаками бурятами во главе с Дондоком Абидуевым, который был арестован по требованию Центронацкома Селенгинской Аймачной милицией, но отпущен большевиками за не нахождением в его действиях состава … преступления.
По отношению к нашему Хоринскому Аймаку, Верхнеудинским совдепом были ловко использованы Национально- религиозный антагонизм крестьян старообрядцев по адресу их соседей, бурят-монголов Хоринского Аймака, а также стремление тех же крестьян к беспорядочному, кому как понравиться захвату земель бурят-монголов за все время господства Верхнеудинского совдепа его агенты в лице Смолиных, Петровых, Сантрецких и др. натравливали крестьян на бурят-монголов, разъясняли первым, что, бурят-монголы являются сибирскими помещиками и что они семеновцы, не признали советской власти и т.д. В связи с этой злостной и гнусной пропагандой волна земельных захватов по Хоринскому Аймаку сразу повысилась и захватила 8 волостей и около 50 сельских обществ. (сомонов). Когда эти разбойные захваты, сопровождаемые снесением построек, выбрасыванием на улицу целых улусов, захватами огорожей, оросительных канав и накопленного сена угрожающий характер, областной исполком по требованию и настоянию Центрнацкома принужден был издать обязательное постановление воспрещающих именные и прочие захваты под страхом строгих взысканий вплоть до расстрелов, но и это не помогло, тогда Верхнеудинский совдеп созывает так называемый районный съезд с умышленно запоздалым извещением бурят-монголов через соседние русские сельские совдепы и объявив прибайкальский район особой губернией, издает особые правила по земельным делам, в коих были устранены от участия в разрешении земельных дел Аймачные земельные комитеты или отделы и заведывание и распоряжение землей передано русским уездным совдепам, а для руководства последними на том же съезде была составлена курьезная норма по деления землею, которую большевик и председатель «Центра-сибири» г. Яковлев публично назвал грабительской. По этой норме между прочим выходило, что покосные участки дают два урожая в год, что их что их ценность в два раза больше пахотных участков, что одни только крестьяне кормят все городское население и что поэтому крестьяне должны получить сверх своего надела еще столько душевых долей, сколько в прибайкалье городского населения и что якобы в прибайкалье скотоводство существует как исключение и что поэтому с ним нечего считаться при определении нормы землепользования.
Подобной наглости и откровенного цинизма и заведомой лжи мир многогрешный вероятно редко видел и слышал.
После Верхнеудинского, так называемого районного съезда выработавшего указанные выше правила и нормы началась вакханалия захвата земель нашего Хоринского Аймака. Каждое сельское крестьянское общество, облюбовавшее какой-нибудь завидный участок надельной или находящееся в десятичном пользовании земли безотносительно было ли оно застроенное постоянными жилищами, удобренного для покоса или засеянное хлебом, подавало заявление об отводе участка ему, крестьянскому обществу, подлежащему уездному совдепу и совдеп простым журнальным постановлением, и без всякого разбора заявления по существу отводил участок крестьянам, предписав держателям участка отказаться от него в виду отвода сего крестьянам, вслед за этим въезжал землемер, наемный холоп, Верхнеудинских совдеповцев, и без зазрения совести столбил кровные, политые трудовым потом земли бурят-монгол.
В результате этой провокационной предательской земельной политики Верхнеудинского совдепа взаимоотношения крестьян и бурят-монгол дошли до чрезвычайного обострения.
Отобрание земель в местности Гашей нашего Батнай Харганатского Хошуна произошло в указанном выше порядке по постановлению Верхнеудинского совдепа. В Гашей прибыл делегат исполнительного комитета Верхнеудинских советских организаций Дмитрий Капитонов Смолин крестьянин Мухоршибирской волости и без соглашения с бурятами нарезал крестьянам выселка Гашей всю площадь наших земель, на которую претендовали Шеролдайцы и кроме того Смолин отграничил Гашейцам еще и другие площади надельной земли местных бурят-монгол.
Гашейцы считали этим дело о нарезке земли поконченным и начали пользоваться отграниченной им Смолиным землей. Сам Смолин решил поселиться в Гашее и получил для себя большой земельный надел. Гашейца стали сильно теснить бурят монгол и проявлять самые грубые насилия , стали выгонять бурят из их жилищ расположенных на землях отведенных Смолиным гашейцам. Наконец 11 июля сего года были подожжены две бурятские усадьбы. Этот пожар случившийся в то время, когда в Цолгинсом дацане был праздник и было большое стечение бурятского населения вызван глубокое возмущение, последствием чего был самосуд над виновниками поджога крестьянином Прокопием Носковым его двумя сыновьями и Овчинниковым, которые были выданы крестьянами и расстреляны. Лица эти пользовались самой плохой репутацией как уголовные преступники.
Расследование и урегулирование русско бурятских отношений не последовало, вместо этого нашла себе место провокация. Именно в «Вестнике Советов Прибайкалья» издававшемся в Верхнеудинске появилась ложная заметка, что у бурят в районе Гашея появились белогвардейцы. Вышеуказанный член Совдепа Смолин, при посредстве именующего себя контрразведчиком Розе, состоявшего в Центро -Сибири, вызвал так называемый Благовещенский отряд красноармейцев из Петровского завода подвидом якобы ликвидирования находящегося в Тугнуе отряда белогвардейцев, на самом же деле отряд этот был приглашен исключительно для погрома, убийств и грабежей бурят. Для выполнения коих 25 июля старого стиля сего года по правонациональному предложению крестьян был назначен крестьянско-бурятский съезд в местности «Бурятский гашей». К этому именно времени в русское село Гашей прибыл так называемый Благовещенский отряд красноармейцев и как только собралось собрание в местности «Бурятский Гашей» из русского села Гашей появились вооруженная группа всадников, скомандовала «русские в сторону» и начала стрелять по бурятам, буряты бросились бежать в разные стороны, но многим спастись не удалось, около места заседания убито 19 человек, в том числе председатель собрания член Хоринской Аймачной Думы Дугаров и секретарь Батанай-Харганатской Хошунной Управы Доржи Ирдыниев. Затем начались массовые убийства, поджеги и грабежи бурятского населения Цолгинского и Усть- Тугнуйского сомонов совершаемые красноармейцами с участием крестьян Гашейского и других селений. Характер произведенного погрома потрясающий и носит характер народного бедствия. Уничтожена или разграблена вся домашняя утварь, похищены или приведены в полную негодность сельско -хозяйственный инвентарь. Истреблены и расхищены продовольственные запасы в зимниках, где живет большую часть года бурят-монгольское населения вышеуказанных сомонов, жилые помещения приведены в полную негодность печи и тубы разломаны, окна и двери вывернуты с колодами и разрублены или сожжены. Награбленное имущество увозилось крестьянами и красноармейцами на десятках подвод и припрятывалось в деревнях и окрестных лесах. Покосы ограбленных сомонов были потравлены и вытоптаны, а посхотины в многих местах и для удобства передвижения банд и озорства ради вырублены. Кое где пострадали посевы. Напуганное и терроризированное население долго не входило в нормальную колею и жило по лесам и горам и или вовсе осталось без сена или накосило очень мало.
Озверевшие банды красноармейцев и крестьян буйствовали целую неделю с 7 по 14 августа нового стиля подвергнув святотатственному поруганию и грабежу Цолгинского дацана, сожжены и ограблены дома лам этого дацана и дома в бурятских улусах, всего около 150, зверски убито 32 человека бурят. Трупы их с разрубленными ногами, руками, головами и т.д. найдены в колодцах. Малый процент убитых бурят получился от того что при начале погрома все бурятское население бежало в горы. Оставленные же на произвол судьбы жилища лам Цолгинского дацана и бурят Цолгинского и Усть Тугнуйского сомонов почти все разграблены,,,,,,,,,
Кроме сего ограблены Барун-Харганатское Кредитное Товарищество, Цолгинское общество потребителей и касса Батанай Харганатской Хошунной Управы.
Всего убытков определяется на 820 000 рублей. Бурятская администрация, как только получила сведения об означенном происшествии стало экстренно хлопотать пред советской властью о назначении следственной комиссии для расследования этого дела и о принятии мер к прекращению погромов. Вследствие этого была назначена следственная комиссия в составе двух представителей от советской власти Витынь и Петрова и одного представителя от Бурятского национального комитета. Комиссия эта проработав с 15 по 22 августа сего года распалась ввиду того что первые два члена с падением советской власти скрылись, следственный же материал остался у члена Бурятского национального комитета Ирдыниева, который в последствии передал его вновь образованной Верхнеудинским Земством и судебным ведомством следственной комиссии, которая начав свои действия 7 сентября нового стиля продолжает работать для освещения дела во всех деталях.
Все изложенное здесь подтверждает следственный материал как той комиссии которая была образована советской властью, так и ныне работающей.
Население нашего хошуна и Аймака надеется что означенный здесь печальный факт будет освещен всесторонне, злоумышленники будут преданы в руки правосудия.
Принимая вор внимание, что учиненные погромами действия носят массовый, общенародный характер и привели к полному разорению и обнищанию многих пострадавших, что в погроме принимало активное участие русско-крестьянское население. Которое обогатилось за счет ограбленных своих соседей, что погром носил меж национальный характер и является местью за отстаивание нами бурят монголами основ народоправие, я как уполномоченный пострадавших и Аймака считаю своим священным долгом настоятельно ходатайствовать перед Земским собранием о немедленной выдаче в надлежащем размере ссуды пострадавшим из общеземской кассы правительственных средств и за счет погромщиков на восстановление хозяйства и в пособии сиротам и нуждающимся семьям убитых и изувеченных во время погрома 29 сентября 1918 года.
Подписал гласный Дулзын Цыдыпов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
Страница 1 из 1

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
soyol.ru - всё о культуре и искусстве Бурятии




Рейтинг@Mail.ru