| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
sanj мүнхэ
Зарегистрирован: Jul 17, 2003 Сообщения: 2264
|
Добавлено: 06.06.05, 05:17 +0000 |
|
|
Упоминавшееся ранее сражение ойрат с Мухур Мучжиком, который «В году Гал Хулугун (1636) …, желая уничтожить правление и религию дербен ойратов и желая самих их взять в плен, прибыл с большим войском» (Баатур Убаши Тюмень. Сказание о дербен ойратах, С. 148-150) Китинов (2004, с. 109) считает вторым случаем оказания ойратами помощи линии Гелуг. Как известно, в результате военной хитрости хойтского Сайн Ка (Сайн Хя), сына Есельбея, Мухур-Мучжик был пленен и был вынужден дать клятву о ненападении, за что ойраты «поручили ему (Сайн Ка) правление и поднесли титло ханское, на что от святителя Далай ламы и получена печать (тамга) … в середине ее была надпись на индийском языке "Йэкэ Минhани ахалагсан нойони тамhа (печать первенствующего нойона хойтского отока Йэкэ Минган)» (Баатур Убаши Тюмень. Сказание о дербен ойратах, С. 148-150). Время этого события – 1636 г. совпадает с датой откочевки группировки ойрат под предводительством Туру-Байху (Авляев, 2002). |
|
Вернуться к началу |
|
sanj мүнхэ
Зарегистрирован: Jul 17, 2003 Сообщения: 2264
|
Добавлено: 06.06.05, 05:22 +0000 |
|
|
противники Гелуг обратились за помощью к монголам. Карма Тенкьонг Уангпо связался с Арсалангом, правителем монголов чогту (неточное прочтение авторов, монголы чогту (chok tu) - монголы Цогт-тайджи, отца Арсаланга), который прибыл в Тибет с 10 000 солдат. Однако он был перехвачен Гуши-ханом, который убедил его изменить свои планы. Арсаланг прибыл в Лхасу, выразил своё почтение Далай-ламе и пообещал не причинять никакого вреда Гелуг. Карма Тенкьонг Уангпо рассказал об этом отцу Арсаланга, вследствие чего тот казнил сына (Ула и Детлев Гёбел). В 1637 г. хошоуты атаковали стан тайджи Цогту у Кукунора, в результате чего последний был разбит (Китинов, 2004, с. 97). В результате одна часть обезглавленного войска была разбита, другая - отступила, а третья мирно осела в Тибете. - было ли это одно сражение или несколько? поскольку один автор пишет про обезглавленное войско, он ведь сам цогт-тайджи никуда не девался? В 1638 г. в Лхасе последователи Гелуг прославляли Гуши-хана как своего спасителя |
|
Вернуться к началу |
|
sanj мүнхэ
Зарегистрирован: Jul 17, 2003 Сообщения: 2264
|
Добавлено: 06.06.05, 05:24 +0000 |
|
|
Златкин (1964, с. 336) пишет, что зюнгарский хун-тайджи Цэван-Рабдан, не добившись успеха в налаживании отношений с владельцами Кёк Нура, вошел в контакт со светским правителем Тибета - Лабсанг-ханом (Ладзан). В результате переговоров дочь Цэван-Рабдана стала женой сына Лабсанг-хана. Далее он говорит о том, что в кон. 1716 г., воспользовавшись не прекращавшимися в Тибете и Кёк Нуре смутами и усобицами, Цэван-Рабдан направил к Лхасе группу своих войск под командованием Церен-Дондоба-старшего (Златкин, 1964. С. 340). Китинов пишет о том, что Цэван Рабдан отправляя в Тибет свою дочь якобы замуж за сына хана Лхавзана, снабдил ее значительным вооруженным сопровождением. Благодаря секретно проведенной подготовке ко вторжению до последнего момента ни тибетцы, ни хошоуты, ни китайцы не знали о подлинных намерениях Цеван Рабдана. В начале августа 1717 г. зюнгарская армия (по Китинову ок. 6000 чел., хотя Михаэль ден Хут (2002b) пишет, что вошедшее в Тибет с запада зюнгарское войско насчитывало 7000 чел.) во главе с Церинг Дондубом (tse ring thon dhub) вступила в Тибет. В конце ноября (по Бакаевой, 2004 в сентябре) Лхаса была атакована со всех сторон и взята приступом; грабеж длился три дня, пострадали не только противники зюнгар и школы Гелуг, но также сами "желтошапочники",
так кто ж из них (златкин-китинов) прав? |
|
Вернуться к началу |
|
sanj мүнхэ
Зарегистрирован: Jul 17, 2003 Сообщения: 2264
|
Добавлено: 06.06.05, 05:26 +0000 |
|
|
поправьте в этих отрывках если я где ошибся
и поясните плз. амдо и кёк нур это 2 названия одной области или это разные территории? |
|
Вернуться к началу |
|
enhd ахамад
Зарегистрирован: Aug 15, 2003 Сообщения: 619 Откуда: Монголия |
Добавлено: 07.06.05, 10:51 +0000 |
|
|
sanj писал(а): | Упоминавшееся ранее сражение ойрат с Мухур Мучжиком, который «В году Гал Хулугун (1636) …, желая уничтожить правление и религию дербен ойратов и желая самих их взять в плен, прибыл с большим войском» (Баатур Убаши Тюмень. Сказание о дербен ойратах, С. 148-150) Китинов (2004, с. 109) считает вторым случаем оказания ойратами помощи линии Гелуг. Как известно, в результате военной хитрости хойтского Сайн Ка (Сайн Хя), сына Есельбея, Мухур-Мучжик был пленен и был вынужден дать клятву о ненападении, за что ойраты «поручили ему (Сайн Ка) правление и поднесли титло ханское, на что от святителя Далай ламы и получена печать (тамга) … в середине ее была надпись на индийском языке "Йэкэ Минhани ахалагсан нойони тамhа (печать первенствующего нойона хойтского отока Йэкэ Минган)» (Баатур Убаши Тюмень. Сказание о дербен ойратах, С. 148-150). Время этого события – 1636 г. совпадает с датой откочевки группировки ойрат под предводительством Туру-Байху (Авляев, 2002). |
Вот читаю книгу “Хошууд нойон баатур Убаши Тvмэни туурбигсан дёрбен оийрадиийн тvvки” (История четырех ойратов сочиненная Хошоутским ноёоном баатур Убаши Тюменом).
В году гал хулуган (год огненной мыши) – 1635 г. (наши историки считают что это не происходил в 1635, а было в 1587 году: ошибся значит баатур Убаши Тюмен) Монгольский хан Уваши хунтайж и Урианхайский Сайн Мажиг шли на ойратов завоевать их. Но ойраты и их хаан Байбагас противостояли им и победили их, вблизи перехода через реку Иртыш под названием Манит ойратский богатырь Сэртэнги убил Уваши хунтайж.
Сын Уваши хунтайжа Мухур Мужиг с большими войсками приехал в ойратскую землю чтобы брать месть за отцу своего и победил ойратского войско, начал отобрать землю ойратских. ... В это время хойтский Сайн кя, сын Эсэлбая, с хитростью пленил и привез к ойратам монгольского хаана Мухур Мужиг и предострег дальнейшего обострения войны.
За эту его подвигу проявленную в укреплении ойратского государства (тёр) и религию (шажин), ему хойтскому Сайн кя была прислана печать от Далай лама. Печать была сделана из стали, квадратного вида и в середине надпись на индийском алфавите и по двум краям написаны на монгольском “Йэкэ Минhани ахалагсан нойони тамhа”.
Конечно этот тамга была подарена не за выявленную подвигу за защиту самого тибета или ихнюю религию. А дана за выше написанную действию Сайн кя что ускорила успешно заканчивать ойрато-монгольский конфликт с большим перевесом ойратов (грубо говоря его, Сайн кя, представили на награду от Далай лама – совр. паралл. от Путина напр. :lol: ).
-------------
Уваши хунтайдж - это монгольский Шолой Уваши хан первый из Алтан ханов которые установили связь с Россией и распространил чай в россии.
***********************
PS: постингов вверху я не смог полностью читать и понимать. Ну потом хорошенько прочитаю и попытаюсь разбираться :) .
Ну, Санж советую что давай поступи у нас в Институт монгольского языка или истории. С таким энтузиазмом тебе обязателно надо изучать и владеть в совершенстве монгольскими языками. (я это имел виду чтоб не цитировать все время кого-то а самому первоисточник изучать)
Последний раз редактировалось: enhd (07.06.05, 11:19 +0000), всего редактировалось 4 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 07.06.05, 10:57 +0000 |
|
|
По преданию кукунорских халха-монголов.
Цогт тайджи пребрался в Кукунор в 1631 году три года раньше Лигдэн хана. И победив там тумэтского Холочи осел в местности “Нуурын ам” или “Нуурын эхэн”. Ныне Ганца сянь Хайбэй чжоу провинции Цинхай. В 1634 году по просьбе тибетского Занба хана Данзанвамбо отправился в поход переплыв Бухайн гол направился в местность “Ширигийн хотгор”. Ныне Улан сянь Хайси чжоу провинции Цинхай. Отсюда он направил своего сына Арслан тайджи с главными силами в Тибет, а сам остался с малочисленными войсками там же. Там он проживал около 3 лет. В то время ойратский точнее хошутский Гуши хан сделал набег западнее по местности Булингар(ныне тоже так называется) и напал на “Шириги балгасан” Хотя халхасцы имели огнестрельные оружия Цокту тайджи не разрешил своим солдатам открывать огонь. Когда все таки ойраты прорвались Цогт тайджи отходил по тем же путем к “Нуурын ам”. И в белый месяц 1637 года сражался с ойратами в местности “Их Бага улаан хошуу”. Ныне находится северо-западнее Ганца сяня. А сам Цогт тайджи был настигнут в пещере “Цахиурын хундий” впоследствии названным “Цогтын хундий”. По преданию перед смертью он открыл и передал много тайных наук ойратам. Сын Цогт тайджи с прозвищем “Номхон нойон” с горсточкой халхасцев укрывался в ущелье “Гучин гурван харанхуй”. Ныне потомки их проживают в Баян сомоне (на карте назван по-тибетски Цака) Улан сяня Хайси чжоу. (Х.Цэбшиг “Цогт тайжийн Хохнуур дахь ул морийн байцаалт” МУИС Монгол хэл соёлын сургууль Эрдэм шинжилгээний бичиг XXII боть XXIII дэвтэр., стр.122-126)
Кычанов пишет что войска Арслан тайджи после его смерти не хотели возвращаться и остались в районе озера Тенгринор севернее Лхасы, заселив долину Замар. Они образовали этническую группу под названием согде. Стр. 84 “Люди и боги страны снегов” М. 1975 Не знаю насколько правдивы эти сведения. Я как то скептически отношусь так как источник не указан. Но очень интересно. |
|
Вернуться к началу |
|
sanj мүнхэ
Зарегистрирован: Jul 17, 2003 Сообщения: 2264
|
Добавлено: 08.06.05, 10:16 +0000 |
|
|
enhd писал(а): | sanj писал(а): | Упоминавшееся ранее сражение ойрат с Мухур Мучжиком, который «В году Гал Хулугун (1636) …, желая уничтожить правление и религию дербен ойратов и желая самих их взять в плен, прибыл с большим войском» (Баатур Убаши Тюмень. Сказание о дербен ойратах, С. 148-150) Китинов (2004, с. 109) считает вторым случаем оказания ойратами помощи линии Гелуг. Как известно, в результате военной хитрости хойтского Сайн Ка (Сайн Хя), сына Есельбея, Мухур-Мучжик был пленен и был вынужден дать клятву о ненападении, за что ойраты «поручили ему (Сайн Ка) правление и поднесли титло ханское, на что от святителя Далай ламы и получена печать (тамга) … в середине ее была надпись на индийском языке "Йэкэ Минhани ахалагсан нойони тамhа (печать первенствующего нойона хойтского отока Йэкэ Минган)» (Баатур Убаши Тюмень. Сказание о дербен ойратах, С. 148-150). Время этого события – 1636 г. совпадает с датой откочевки группировки ойрат под предводительством Туру-Байху (Авляев, 2002). |
Вот читаю книгу “Хошууд нойон баатур Убаши Тvмэни туурбигсан дёрбен оийрадиийн тvvки” (История четырех ойратов сочиненная Хошоутским ноёоном баатур Убаши Тюменом).
В году гал хулуган (год огненной мыши) – 1635 г. (наши историки считают что это не происходил в 1635, а было в 1587 году: ошибся значит баатур Убаши Тюмен) Монгольский хан Уваши хунтайж и Урианхайский Сайн Мажиг шли на ойратов завоевать их. Но ойраты и их хаан Байбагас противостояли им и победили их, вблизи перехода через реку Иртыш под названием Манит ойратский богатырь Сэртэнги убил Уваши хунтайж.
Сын Уваши хунтайжа Мухур Мужиг с большими войсками приехал в ойратскую землю чтобы брать месть за отцу своего и победил ойратского войско, начал отобрать землю ойратских. ... В это время хойтский Сайн кя, сын Эсэлбая, с хитростью пленил и привез к ойратам монгольского хаана Мухур Мужиг и предострег дальнейшего обострения войны.
За эту его подвигу проявленную в укреплении ойратского государства (тёр) и религию (шажин), ему хойтскому Сайн кя была прислана печать от Далай лама. Печать была сделана из стали, квадратного вида и в середине надпись на индийском алфавите и по двум краям написаны на монгольском “Йэкэ Минhани ахалагсан нойони тамhа”.
Конечно этот тамга была подарена не за выявленную подвигу за защиту самого тибета или ихнюю религию. А дана за выше написанную действию Сайн кя что ускорила успешно заканчивать ойрато-монгольский конфликт с большим перевесом ойратов (грубо говоря его, Сайн кя, представили на награду от Далай лама – совр. паралл. от Путина напр. :lol: ).
-------------
Уваши хунтайдж - это монгольский Шолой Уваши хан первый из Алтан ханов которые установили связь с Россией и распространил чай в россии. |
если ошибка в 60 лет, то надо проверить хотя бы по действующим лицам, ну байбагас-хан в принципе мог тогда жить. насчет остальных надо уточнить.
насчет того, кто подарил русским чай, я думал, что это кто то из ойратских владельцев. т.к. в статье абашина пишется про западномонгольского правителя.
ну и маленькая поправка тюмень хотя и считается хошутским нойоном. но на самом деле он был хойд яста. |
|
Вернуться к началу |
|
sanj мүнхэ
Зарегистрирован: Jul 17, 2003 Сообщения: 2264
|
Добавлено: 09.06.05, 10:12 +0000 |
|
|
поправка 1635 и 1587 - между ними не 60 лет, хотя если по 12-годичному циклу. должно быть так.
первую дату определил не тюмень а видимо русский переводчик лыткин, хотя в книжке, которой я располагаю это неясно может и редакторы дату вставили.
а кто именно из монгольских исследователей датировал это событие и на чем основывались? |
|
Вернуться к началу |
|
sanj мүнхэ
Зарегистрирован: Jul 17, 2003 Сообщения: 2264
|
Добавлено: 20.06.05, 06:31 +0000 |
|
|
перечитал еще раз 1587 - скорее всего не год сражения с мухур мучжигом, а год сражения с его отцом. 1630 - это датировка тюменя, не лыткина, и тюмень скорее всего не ошибался, в книжке златкина есть упоминание об этом сражении из русских документов, еще пишется что после него в период правления баатур-хунтайджи в течении 15 лет не было ни одного столкновения ойрат и халха монгол.
а как насчет других вопросов? |
|
Вернуться к началу |
|
sanj мүнхэ
Зарегистрирован: Jul 17, 2003 Сообщения: 2264
|
|
Вернуться к началу |
|
|
|